Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года поставлена задача придания работе уголовно-исполнительных инспекций социальной направленности.
Социальная функция уголовно-исполнительных инспекций в рамках реализации этой задачи заключается в вовлечении осужденных без изоляции от общества, состоящих на учете, в трудовую деятельность, в содействии в приобретении ими профессии или в их переквалификации, в активизации сотрудничества со структурами гражданского общества, способными оказать позитивное гуманитарное воздействие на осужденных, в оптимизации психологической и воспитательной работы с осужденными.
Целью исполнения данной функции предполагается ресоциализация, формирование правопослушного поведения осужденных без изоляции от общества.
Этому направлению деятельности уголовно-исполнительных инспекций в настоящее время уделяется большое внимание, так как социальная неустроенность осужденных (отсутствие работы и соответствующих документов для трудоустройства, незанятость трудом либо учебой, психологические проблемы, разногласия с семьей, обществом, отсутствие места жительства, алкогольная зависимость и т.п.) провоцирует их на противоправное поведение.
В прямом смысле слова, уголовно-исполнительные инспекции не являются субъектами оказания социальной помощи осужденным.
Для этих целей существуют уполномоченные на то органы в лице соответствующих федеральных органов исполнительной власти, их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. Кроме того, такую поддержку и помощь оказывают лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации, различные общественные объединения и иные организации.
В решении коллегии Федеральной службы исполнения наказаний «Об участии уголовно-исполнительных инспекций в социальной работе с осужденными, нуждающимися в социальной поддержке со стороны государственных органов» (4 июня 2010 г.) указано, что уголовно-исполнительные инспекции участвуют в оказании социальной помощи, поддержки и защиты осужденных без изоляции от общества посредством своевременного информирования органов государственной власти субъектов Российской Федерации (занятости, здравоохранения, образования, социальной защиты и т.п.) о необходимости оказания адресной помощи осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, в получении документов, удостоверяющих личность, решении жилищных проблем, трудоустройстве.
Таким образом, уголовно-исполнительными инспекциями территориальных органов ФСИН России проводится работа, направленная на решение проблем социальной адаптации осужденных без изоляции от общества, как отдельной категории граждан, нуждающихся в такой помощи, совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, общественными объединениями.
Основной проблемой в работе уголовно-исполнительных инспекций по социальной адаптации (ресоциализации) лиц, осужденных к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, является их трудоустройство.
При этом одной из причин складывающейся ситуации с их трудоустройством является нежелание руководителей предприятий, учреждений и организаций брать на работу ранее судимых лиц, особенно, за имущественные преступления, а также осужденных к исправительным работам, из-за возможности совершения указанными лицами преступлений на рабочем месте.
Для решения этой проблемы необходимы разработка и принятие действенного механизма стимулирования работодателей по приему на работу лиц, отбывающих наказание без изоляции от общества, в том числе в виде исправительных работ, механизма реализации гарантий по их трудоустройству.
В 2011 году в соответствии с поручением председателя Правительства Российской Федерации от 24.02.2011 № ВП-П4-1100 территориальные органы ФСИН России и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации принимали участие в выполнении решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации от 28.01.2011 по вопросу «О мерах по предупреждению рецидивной преступности в Российской Федерации» в части, касающейся разработки комплекса нормативно-правовых и организационных мер по стимулированию работодателей к организации рабочих мест для лиц, осужденных к исправительным работам.
При этом в рамках этого поручения территориальными органами ФСИН России были проработаны вопросы принятия региональных законов, предусматривающих снижение ставки налога на прибыль предприятий и организаций, предоставляющих рабочие места лицам, осужденным к наказанию в виде исправительных работ. Соответствующие предложения были направлены в органы исполнительной и законодательной власти субъектов Российской Федерации.
Однако в ряде субъектов Российской Федерации эти инициативы территориальных органов ФСИН России не нашли понимания и поддержки.
Во многих субъектах Российской Федерации в текущем году эта работа продолжается.
В настоящее время такие законы приняты и действуют в Республике Мордовия (от 19.11.2011 № 75-З), Чеченской Республике (от 19.11.2009 № 62-РЗ), Ленинградской области (от 16.05.2011 № 24-оз), Мурманской области (от 09.11.2001 № 304-01-ЗМО в ред. Закона Мурманской области от 11.10.2010 № 1260-01-ЗМО), Томской области (от 11.10.2011 № 253-ОЗ), Еврейской автономной области (от 17.12.2008 № 490-ОЗ).
Указанные законодательные акты позволили несколько снизить напряженность в данных регионах в сфере исполнения наказания в виде исправительных работ.
Уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ в данных регионах по итогам 2011 года и 2 квартала 2012 г. выше планового показателя.
В Мурманской области внесение изменений в Закон Мурманской области от 09.11.2001 № 304-01-ЗМО «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет Мурманской области, для отдельных категорий налогоплательщиков» позволило определить 232 предприятия для отбывания осужденными исправительных работ на 2012 год.
Кроме того, в ряде субъектов Российской Федерации вопросы трудоустройства лиц, осужденных к наказаниям без изоляции от общества, в том числе к исправительным работам, решаются в рамках региональных целевых программ.
В Чувашской Республике реализуется целевая программа «Социальная адаптация лиц, освобождаемых и освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных к уголовным наказаниям, не связанным с лишением свободы в Чувашской Республике на 2010-2012 годы».
Программа направлена на решение задач по ресоциализации указанных лиц, в том числе по социальному сопровождению и реабилитации несовершеннолетних, освободившихся из мест лишения свободы, а также осужденных без изоляции от общества.
В выполнении мероприятий программы участвуют органы государственной власти и местного самоуправления республики, правоохранительные органы, в том числе УФСИН России по Чувашской Республике, органы и учреждения системы профилактики правонарушений, по делам несовершеннолетних и общественные объединения.
Уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ в данном регионе по итогам 2011 года и 2 квартала 2012 года составил почти 100% (99,93% и 99,84%, соответственно).
В Республике Саха (Якутия) на период 2012-2016 гг. принята республиканская целевая программа «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Республике Саха (Якутия)». В рамках ее подпрограммы «Содействие деятельности УИС и социальной адаптации, реабилитации лиц, отбывших наказание в виде лишения свободы» запланировано выполнение программных мероприятий и в отношении осужденных без изоляции от общества. Уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ в республике по итогам 2011 года составил 95,4%, за 2 квартал 2012 года – 96,51%.
Также в республике при непосредственном участии УФСИН России по Республике Саха (Якутия) подготовлен и принят Закон Республики Саха (Якутия) от 28.06.2012 1093-З № 1079-IV «О квотировании рабочих мест для трудоустройства граждан, испытывающих трудности в поиске работы, в Республике Саха (Якутия)». Согласно данному закону в категорию граждан, испытывающих трудности в поиске работы, включены несовершеннолетние граждане в возрасте от 14 до 18 лет, состоящие на учете уголовно-исполнительных инспекций. Для них установлены квоты для приема на работу.
Кабинетом Министров Республики Татарстан в 2010 году утверждена «Комплексная программа по профилактике правонарушений в Республике Татарстан на 2011-2014 годы», которая предусматривает разработку системы стимулирования работодателей, предоставляющих рабочие места лицам, освобожденным из мест лишения свободы либо осужденным за совершение преступлений к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества, а также резервирование (квотирование) рабочих мест для трудоустройства указанной категории лиц. Уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ по итогам 2 квартала 2012 года в данном регионе составил 95,32%.
В Псковской области в декабре 2011 года утверждена очередная областная целевая программа «Содействие занятости лиц, освободившихся из мест лишения свободы, и осужденных к наказаниям и мерам уголовно-правового характера без изоляции осужденных от общества» на 2012-2015 годы. Уровень привлечения осужденных к отбыванию наказания в виде исправительных работ по итогам 2011 года в данном регионе составил 94,5%, за 2 квартал 2012 года – 96,1%.
Кроме программ в субъектах Российской Федерации заключены межведомственные соглашения территориальных органов ФСИН России с органами социальной защиты населения, центрами занятости и другими органами, а также общественными организациями по различным вопросам оказания социальной поддержки осужденным к наказаниям, не связанным с изоляцией от общества.
ГУФСИН России по Пермскому краю заключены соглашения по вопросам оказания социальной поддержки лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с изоляциией от общества, с центрами занятости населения, наркологическими диспансерами, комиссиями по делам несовершеннолетних, службами сопровождения адаптации осужденных, муниципальными учреждениями здравоохранения, управлениями по спорту, молодежной политике и туризму.
В Свердловской области оказание социальной помощи лицам, осужденным к наказаниям, не связанным с лишением свободы, осуществляется на основании Соглашения ГУФСИН России по Свердловской области с Министерством социальной защиты населения Свердловской области.
В Волгоградской области действует соглашение с Управлением федеральной государственной службы занятости населения о содействии в трудоустройстве осужденных без изоляции от общества. Данным соглашением предусмотрено ежеквартальное представление сведений об анкетных данных, профессиях (специальностях) и направлении осужденных для трудоустройства в центры занятости населения области.
В Тюменской области разработана программа взаимодействия всех служб системы профилактики подростковой преступности (комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки и попечительства и др.). Создан «Единый банк данных подростков с девиантным поведением», который позволяет осуществлять мониторинг участия данных служб в судьбе подростка, состоящего на учете УИИ и подразделениях по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.
Для оказания консультативной помощи осужденным, нуждающимся в социальной поддержке, в большинстве субъектов Российской Федерации действуют советы (комиссии) при органах местного самоуправления, членами которых являются сотрудники уголовно-исполнительных инспекций.
В целях оказания психологической, медицинской и иной помощи, предоставления мест для временного проживания по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, а также физическими и юридическими лицами на территории Российской Федерации создаются центры социальной реабилитации (наркологические; для несовершеннолетних, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и др.).
В июне 2012 года во исполнение Календарного плана мероприятий по реализации Концепции развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года в территориальные органы ФСИН России направлено «Типовое соглашение о сотрудничестве с центрами социальной реабилитации» для заключения таких соглашений.
Основным показателем эффективности процесса социальной реабилитации осужденных является их успешная адаптация к жизни в обществе: исключение рецидива преступлений, трудоустройство, благополучные отношения с родственниками, приобретение или восстановление социально-позитивных связей.
Нормативное закрепление участия всех заинтересованных органов в работе по социальной поддержке осужденных и применению общественного воздействия в процессе их исправления позволит увеличить количество осужденных, получающих социальную помощь, и повысить уровень эффективности работы по их социальной адаптации (ресоциализации) и предупреждению совершения ими повторных преступлений.