Главная Противодействие коррупцииЧасто задаваемые вопросы

Часто задаваемые вопросы

1. Что такое коррупция? Какие действия можно отнести к коррупционным правонарушениям?

Понятие коррупции раскрывается в части 1 ст. 1 Федерального закона «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ. Так установлено, что коррупция - это:

а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

б) совершение деяний, указанных в подпункте «а» настоящего пункта, от имени или в интересах юридического лица.

Исходя из трактовки федерального закона, к коррупционным деяниям можно относить не только вымогательство или получение взятки должностным лицом, но его непосредственное злоупотребление своими должностными полномочиями, их использование в личных интересах, а также интересах близких или доверительных лиц.

К правонарушениям, обладающим коррупционными признаками, относятся следующие умышленные деяния:

1) злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);

2) превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ)

3) незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК РФ);

4) получение взятки (ст. 290 УК РФ);

5) дача взятки (ст. 291 УК РФ);

6) провокация взятки (ст. 304);

7) служебный подлог и внесение заведомо ложных сведений (ст. 292 УК РФ и ст. 285.3 УК РФ);

8) присвоение или растрата (ст. 160 УК РФ);

9) мошенничество с использованием своих служебных полномочий (ст. 159 УК РФ)

10) воспрепятствование законной предпринимательской деятельности (ст. 169 УК РФ);

11) неправомерное присвоение или иное нецелевое использование бюджетных средств (ст. 285.1 УК РФ и ст. 285.2 УК РФ);

12) регистрация незаконных сделок с землей (ст. 170 УК РФ);

13) халатность (ст. 293 УК РФ).

Необходимо помнить, что преступления против интересов службы в коммерческих или иных организациях (глава 23 УК РФ), не могут быть отнесены к числу коррупционных, поскольку они непосредственно не причиняют вреда интересам государственной службы или службы в органах местного самоуправления.

В целом, к коррупционным правонарушениям относятся деяния, выражающиеся в незаконном получении преимуществ лицами, уполномоченными на выполнение государственных функций и вопросов местного значения муниципальных образований (городского или сельского поселения, муниципального района, городского округа либо внутригородской территории города федерального значения), либо в предоставлении данным лицам таких преимуществ, а также совокупность самих этих лиц.

К коррупциогенным правонарушениям (т.е. нарушениям, которые могут привести к коррупционным преступлениям) могут относиться все нарушения законодательства в сфере прохождения государственной и муниципальной службы, соблюдения всех ограничений и запретов, наложенных на должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления.

2. Что такое «противодействие коррупции»?

Противодействие коррупции – это деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

а) по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции);

б) по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией);

в) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

3. Что является предметом взятки?

Предметом взятки или коммерческого подкупа наряду с деньгами, ценными бумагами и иным имуществом могут быть выгоды или услуги имущественного характера, оказываемые безвозмездно, но подлежащие оплате (предоставление туристических путевок, ремонт квартиры, строительство дачи и т.п.). Под выгодами имущественного характера следует понимать, в частности, занижение стоимости передаваемого имущества, приватизируемых объектов, уменьшение арендных платежей, процентных ставок за пользование банковскими ссудами. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

4. Какие действия можно считать вымогательством взятки?

Вымогательство означает требование должностного лица или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, дать взятку либо передать незаконное вознаграждение в виде денег, ценных бумаг, иного имущества при коммерческом подкупе под угрозой совершения действий, которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина либо поставить последнего в такие условия, при которых он вынужден дать взятку либо совершить коммерческий подкуп с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

5. Может ли посредник во взяточничестве быть привлечён к уголовной ответственности?

Да, может.

Взятка может быть получена и дана через посредника (третье лицо). Посредником во взяточничестве является лицо, которое непосредственно получает или передает определенные ценности, заменяя тем самым взяткополучателя или взяткодателя. Действия посредника могут характеризоваться отсутствием личной заинтересованности и личной инициативы. Уголовная ответственность посредника во взяточничестве (соучастника деяния) в зависимости от конкретных обстоятельств по делу и его роли в даче или получении взятки наступает лишь в случаях, предусмотренных ст. 33 Уголовного кодекса РФ.

Если же третье лицо (посредник) получает от кого-либо деньги или иные ценности якобы для передачи их должностному лицу в качестве взятки, но заведомо решает присвоить их, то содеянное им деяние квалифицируется как мошенничество. Действия владельца ценностей (взяткодателя) в таком случаи относятся к категории «покушение на дачу взятки».

6. Возвращаются ли взяткодателю денежные средства и иные ценности, ставшие предметом взятки?

Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки или коммерческого подкупа и признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании пункта 4 части третьей статьи 81 УПК РФ как нажитые преступным путем.

Освобождение взяткодателя либо лица, совершившего коммерческий подкуп, от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает отсутствия в действиях этих лиц состава преступления. Поэтому они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки или предмета коммерческого подкупа.

Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки или о незаконной передаче денег, ценных бумаг, иного имущества в виде коммерческого подкупа, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под их контролем с целью задержания с поличным лица, заявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки или коммерческого подкупа, подлежат возвращению их владельцу.

Если для предотвращения вредных последствий лицо было вынуждено передать вымогателю деньги, другие ценности, то они подлежат возврату их владельцу. (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2000 № 6 (ред. от 06.02.2007) «О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе».)

7. Каким образом осуществляется проверка соблюдения гражданами запрета на замещение на условиях трудового договора должности после увольнения из УИС, предусмотренного частью 6 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»?

В настоящее время порядок проверки законодательством Российской Федерации не регламентирован.

Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» и частью 1 статьи 84 Трудового кодекса Российской Федерации заключение трудового договора в нарушение установленных федеральными законами ограничений, запретов и требований, касающихся привлечения к трудовой деятельности граждан, уволенных с государственной или муниципальной службы, является основанием расторжения трудового договора.

8. В каких случаях на период проведения проверки в соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 сотрудник может быть отстранен от замещаемой должности?

В соответствии со статьей 26 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, на период проведения проверки государственный служащий может быть отстранен от замещаемой должности федеральной государственной службы на срок, не превышающий 60 дней со дня принятия решения о ее проведении. Указанный срок может быть продлен до 90 дней лицом, принявшим решение о проведении проверки.

Достаточным основанием для временного отстранения от замещаемой должности является назначение проверки достоверности и полноты представленных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

9. В случае, если сотрудник заключил договор долевого участия в строительстве многоквартирного жилого дома, то есть имеет незавершенное строительство, необходимо ли указывать данные сведения в подразделе разделе 6.2 справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

Все срочные обязательства финансового характера, имеющиеся на отчетную дату, размер которых равен или превышает 500 000 рублей, вне зависимости от того, кредитором или должником является сотрудник, его супруг (супруга) или несовершеннолетний ребенок, указываются в обязательном порядке в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом следует учитывать, что оформление кредита (в том числе ипотечного), сопровождается открытием в кредитной организации (банке) соответствующего счета, сведения о котором должны найти отражение в разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

10. При приобретении недвижимости, а именно квартиры в ипотеку в строящемся доме, в каком разделе справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо отразить сведения о данной сделке, если в собственность недвижимое имущество оформляется по завершении строительства?

В случае отсутствия свидетельства государственной регистрации права на указанную квартиру сотрудник не указывает сведения о данном объекте недвижимости в разделе 3.1 «Недвижимое имущество» справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

При этом, обязательство по ипотечному кредитованию, размер которого равен или превышает 500 000 рублей, должно быть отражено в разделе 6.2 «Срочные обязательства финансового характера» и разделе 4 «Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях».

11. Обязательно ли оформление приказа о назначении проверки и заключения по результатам проверки достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению?

Порядок проверки достоверности и полноты сведений определен Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065. Указанным порядком определено, что проверка осуществляется по решению руководителя федерального государственного органа или территориального органа федерального государственного органа либо должностного лица, которому такие полномочия предоставлены руководителем соответствующего федерального государственного органа.

Следует обратить особое внимание на то, что в настоящее время в уголовно-исполнительной системе проверка достоверности и полноты представленных сведений может быть назначена только по решению директора ФСИН России, а также в соответствии с установленной компетенцией по решению первого заместителя директора ФСИН России или начальника территориального органа ФСИН России.

По окончании проверки руководитель соответствующей кадровой службы представляет лицу, принявшему решение о проведении проверки, доклад о ее результатах, выводы и предложения в строгом соответствии с Положением о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065.

12. Будет ли утверждаться Положение Федеральной службы исполнения наказаний о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению?

Положение о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению утверждено Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065.

Разработка и утверждение положения о проверке достоверности и полноты представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера Федеральной службы исполнения наказаний или территориальных органов ФСИН России не предусмотрено действующим антикоррупционным законодательством Российской Федерации.

13. В территориальные органы ФСИН России от юридических лиц поступают сообщения о заключении трудовых договоров с ранее проходившими службу в УИС гражданами, при этом бывший сотрудник не обращался за дачей согласия на замещение должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией входили в его должностные (служебные) обязанности, до истечения двух лет со дня увольнения с государственной гражданской службы.

Каков порядок рассмотрения указанных сообщений, необходимо ли давать ответ юридическому лицу?

Порядок формирования и деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, образуемых в федеральных органах исполнительной власти, иных государственных органах определен Положением о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2010 № 821.

Согласно пункту 16 вышеуказанного положения данное обращение подлежит рассмотрению на комиссии, при условии, что указанному гражданину комиссией ранее было отказано во вступлении в трудовые и гражданско-правовые отношения с указанной организацией или что вопрос о даче согласия такому гражданину на замещение им должности в коммерческой или некоммерческой организации либо на выполнение им работы на условиях гражданско-правового договора в коммерческой или некоммерческой организации комиссией не рассматривался.

В соответствии с пунктом 30 положения решение, принимаемое по итогам рассмотрения вопроса, носит рекомендательный характер.

В случае, если отдельные функции по государственному управлению этой организацией не входили в должностные (служебные) обязанности бывшего сотрудника УИС и обращение ранее не осуществлялось, сообщения работодателей о заключении трудовых договоров с такими сотрудниками не рассматриваются.

14. Каковы сроки и порядок хранения материалов проверок, проведенных в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065?

Согласно пункту 33 Положения о проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065, материалы проверки хранятся в кадровом подразделении, осуществляющем профилактику коррупционных и иных правонарушений, в течение трех лет со дня ее окончания, после чего передаются в архив.

15. Приобщается ли к личному делу сотрудника выписка из заседания аттестационной комиссии по результатам рассмотрения вопросов, связанных с соблюдением требований к служебному поведению и (или) требований об урегулировании конфликта интересов, в какую часть?

Копию выписки из протокола заседания аттестационной комиссии с отметкой об ознакомлении сотрудника или копию письма о направлении выписки с уведомлением о получении целесообразно приобщать к личному делу сотрудника (в четвертую часть).

16. Возможно ли ограничить тремя годами срок приобщения к личным делам сотрудников уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера?

При рассмотрении вопроса о приобщении и хранении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера необходимо руководствоваться Порядком представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным приказом ФСИН России от 07.12.2009 № 478 «Об утверждении Порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

Согласно пункту 6 указанного Порядка сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные гражданином и государственным служащим, а также информация о результатах проверки достоверности и полноты этих сведений вносятся в личное дело государственного служащего сотрудниками кадрового подразделения учреждения или органа УИС, уполномоченными в соответствии со своими должностными инструкциями на сбор и обработку указанных сведений.

Данная норма также регламентирована пунктом 14 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

В настоящее время нормативными правовыми актами Российской Федерации не предусмотрено ограничение времени хранения в личных делах сотрудников уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.

17. Инспекция по личному составу и противодействию коррупции территориального органа ФСИН России не является кадровым подразделением территориального органа ФСИН России (не входит в штатную структуру отдела кадров), в связи с чем, имеются ли у нее полномочия на проведение проверок в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению»?

Во исполнение пункта 4 Указом Президента Российской Федерации от 21.09.2009 № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению» в уголовно-исполнительной системе определены подразделения по профилактике коррупционных и иных правонарушений, ответственные за реализацию функций, предусмотренных пунктом 3 названного Указа Президента Российской Федерации, в том числе и функции по осуществлению проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, проверки соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению.

Указанная функция должна быть включена в положение об инспекции по личному составу и противодействию коррупции территориального органа ФСИН России.

18. Каким нормативным правовым актом ФСИН России руководствоваться при проведении проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и соблюдения требований к служебному поведению, в отношении лиц, замещающих отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний?

Порядок осуществления проверки достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также соблюдения лицами, замещающими отдельные должности на основании трудового договора в организациях (учреждениях, предприятиях) уголовно-исполнительной системы, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, ограничений и запретов, требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, исполнения ими обязанностей, установленных Федеральным законом от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», определен Положением об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным приказом ФСИН России от 05.07.2013 № 387 «Об утверждении Порядка представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера гражданами, претендующими на замещение должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, и работниками, замещающими эти должности, и Положения об осуществлении проверки в отношении лиц, замещающих должности или претендующих на замещение должностей, включенных в Перечень должностей в организациях, созданных для выполнения задач, поставленных перед Федеральной службой исполнения наказаний, при назначении на которые граждане и при замещении которых работники обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

19. Возможно ли хранить сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера сотрудников УИС в отдельных номенклатурных делах, а не в личных делах сотрудников УИС?

Законодательством Российской Федерации не предусмотрен порядок хранения в отдельных номенклатурных делах сведений о полученных сотрудниками уголовно-исполнительной системы доходах, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера, а также сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, об имуществе, принадлежащем им на праве собственности, и об их обязательствах имущественного характера.

В соответствии с пунктом 14 Положения о представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009 № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера», указанные сведения, представляемые федеральными государственным служащим, приобщаются к его личному делу.


Обзор проблемных вопросов, возникающих при представлении, анализе и проверке достоверности сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера
(Минтруд России 30.03.2018)
https://rosmintrud.ru/ministry/programms/anticorruption/9/14

I. Типовые вопросы, связанные с представлением сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера (далее – сведения о доходах) и заполнением соответствующей формы справки.

Общие вопросы по представлению сведений.

1. Является ли уважительной причина непредставления сведений о доходах служащим, в отношении которого избрана мера пресечения в виде заключения под стражу? Каков порядок применения мер юридической ответственности за непредставление указанных сведений такими лицами?

Статья 8 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» не содержит каких-либо исключений из установленной для служащих обязанности представлять сведения о своих доходах, а также о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

При этом пунктом 16 Положения о комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 г. № 821 (далее соответственно – Положение о комиссиях, комиссия), предусмотрена возможность направления служащим заявления о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Однако для самого служащего право направить такое заявление в отношении сведений о своих доходах законодательством не установлено.

Рассмотрение на заседании комиссии вопроса о непредставление сведений о доходах служащего, а также причин их непредставления может быть инициировано любым членом комиссии (подпункт «в» пункта 16 Положения о комиссиях). Уважительной причиной непредставления сведений о доходах служащего может быть любая жизненная ситуация служащего, которую комиссия должна коллегиально рассмотреть (с учетом всех обстоятельств конкретной ситуации) и направить представителю нанимателя рекомендации о привлечении либо отсутствии объективных причин для привлечения служащего к ответственности.

1.1. Куда подают заявления о невозможности представить сведения о доходах лица, замещающие муниципальные должности? Каким органом рассматриваются данные заявления, какие решения могут приниматься?

Лица, замещающие муниципальные должности, представляют сведения о доходах высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации (часть 4.2 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»).

Руководствуясь федеральным Положением о комиссиях целесообразно предусмотреть положения, касающиеся подачи высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации заявления о невозможности представить сведения о доходах, обеспечения рассмотрения им таких заявлений, а также возможные решения при рассмотрении данных заявлений в соответствующих субъектовых и муниципальных Положениях о комиссиях. Например, данный вопрос может быть рассмотрен на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в субъекте Российской Федерации.

2. При рассмотрении заявления служащего о невозможности по объективным причинам представить сведения о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей (далее – заявление о невозможности представить сведения) какие доводы являются достаточными для принятия комиссией решения о том, что причина непредставления служащим таких сведений является объективной и уважительной? Может ли служащий подавать такое заявление ежегодно, несколько раз с перерывами?

К ситуациям, когда отсутствует возможность представить сведения о супруге, относятся, например, случаи, когда супруга (супруг) находится в длительной командировке или в местах отбывания наказания, или супруги не проживают совместно. Кроме того, супруга (супруг) может также отказаться по субъективным причинам представить соответствующие сведения.

При этом сам по себе факт разрыва отношений, на наш взгляд, не может расцениваться как объективная и уважительная причина, в силу особого характера обязанностей, возложенных на лицо при замещении им соответствующей должности.

Причину непредставления служащим сведений о доходах своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей можно признать объективной и уважительной в случае, если служащий принял все зависящие от него меры для обеспечения надлежащего исполнения им соответствующей обязанности (принимались ли меры к установлению места жительства супруги (супруга), несовершеннолетних детей, получению таких сведений от супруги (супруга) и в отношении несовершеннолетних детей, запрашивалась ли доступная лицу информация из регистрирующих органов).

При получении антикоррупционным подразделением заявления о невозможности представить сведения необходимо дать объективную оценку разумной достаточности мер, принятых служащим для получения сведений о доходах супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, а также результатов, которые были получены. Проведенная оценка данных мер и результатов, а также иной доступной информации, которая способна повлиять на решение комиссии, должна быть оформлена в информационную справку и направлена членам комиссии для возможности их предварительного ознакомления с конкретной ситуацией.

Учитывая, что обязанность служащих представлять сведения о доходах возникает ежегодно (с 1 января), направление заявления о невозможности представить сведения должно осуществляться ежегодно.

3. Обязан ли служащий подавать сведения о доходах при увольнении в период с 1 января по 30 апреля?

Законодательством установлен конкретный перечень лиц, на которых распространяется обязанность представлять сведения о доходах. После увольнения со службы на гражданина вышеуказанная обязанность не распространяется.

Исполнение служащим указанной обязанности по предыдущему месту службы может свидетельствовать о надлежащем соблюдении им запретов и ограничений, исполнении обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции. Рекомендуем доводить данную информацию до служащих, планирующих свое увольнение.

Обращаем внимание, что в случае поступления гражданина на службу в период декларационной кампании гражданин представляет сведения о доходах в установленном порядке. Обязанность повторного представления (в качестве служащего) сведений о доходах до 30 апреля отсутствует, поскольку служащий не замещал соответствующую должность по состоянию на 31 декабря.

4. Является ли нарушением требований законодательства о противодействии коррупции, влекущим применения взысканий, указание в справке о доходах сведений о расходах при отсутствии правовых оснований для представления данных сведений?

Заполнение соответствующего раздела справки о доходах сведениями о понесенных расходах при отсутствии установленных Федеральным законом
от 3 декабря 2012 г. № 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственную должность, и иных лиц их доходам»
(далее – Федеральный закон № 230-ФЗ) оснований не является нарушением со стороны служащего требований антикоррупционного законодательства. Данный служащий не подлежит привлечению к ответственности за представление таких сведений о расходах.

5. Вопрос, касающийся возможности подтверждения состава семьи лица, подающего сведения о доходах.

В каждом конкретном случаи необходимо принять все доступные меры по установлению состава семьи лица, подающего сведения. Например, запросить личное дело лица и проверить информацию, хранящуюся в нем; направить запросы в органы ЗАГС по месту жительства или рождения лица; провести беседы с лицом и (или) его коллегами.

Кроме того, отдельные должностные лица наделены правом направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении соответствующих видах проверки. Ответы на указанные запросы также могут способствовать установлению состава семьи лица, подающего сведения о доходах.

6. В течение какого периода времени с момента представления сведений о доходах данные сведения должны быть проанализированы?

Ответ: законодательство Российской Федерации о противодействии коррупции устанавливает, что анализ сведений о доходах проводится в отношении представленных сведений о доходах. Момент представления данных сведения наступает тогда, когда служащий сдает справку о доходах, а антикоррупционное подразделение ее принимает. Таким образом, анализ сведений о доходах может проводиться с 1 мая года, когда сведения о доходах были представлены.

Однако необходимо учитывать, что срок давности для привлечения служащего к ответственности три года. В этой связи необходимо учитывать данный срок при анализе сведений о доходах и последующем принятии решения о проведения соответствующей проверки при необходимости.

С целью выявления и своевременного исправления возможных ошибок (неточностей) в справках о доходах рекомендуем оказывать консультативно-методическую помощь служащим до представления ими данных справок в установленном порядке.

Вопросы, касающиеся заполнения отдельных разделов справки о доходах.

Пролог: если не ясны какие-либо положения или сноски к форме справки о доходах, содержащиеся в Указе Президента Российской Федерации № 460, обращайтесь к Методическим рекомендациям по вопросам представления сведений о доходах, ежегодную подготовку которых осуществляет Министерство.

Раздел 1 Сведения о доходах

1. Необходимость отражения страховых выплат при досрочном расторжении договора и выплат при наступлении страхового случая «дожитие».

Выплаты при досрочном расторжении договора (выкупная сумма) не указываются, поскольку происходит возврат части денежных средств по несостоявшемуся договору.

В случае наступления страхового случая, в том числе при «дожитии», полученные выплаты подлежат указанию.

Раздел 2 Сведения о расходах

1. Необходимо ли заполнять раздел 2 справки при приобретении недвижимого имущества посредством участия в долевом строительстве, в случае, если оплаченная в 2017 г. по указанному договору сумма превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за 2014-2016 г., а государственная регистрация права собственности на недвижимое имущество произведена в 2018 г.?

Раздел 2 справки заполняется только в случае, если в отчетном периоде служащим, его супругой (супругом) и несовершеннолетними детьми осуществлены расходы по сделке (сделкам) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций, и сумма расходов по такой сделке или общая сумма совершенных сделок превышает общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

В случае, если оплата суммы по договору произведена в 2017 г. и данная сумма превышает общий доход семьи за предшествующий трехлетний период, сведения о расходах необходимо предоставить в рамках декларационной кампании 2018 г. и без учета того, что государственная регистрация права собственности произведена только в 2018 г., поскольку именно в 2017 г. были понесены расходы по сделке.

При этом обращаем внимание на необходимость заполнения в данной ситуации подраздела 6.2 справки с указанием на обязательство застройщика перед служащим.

2. Необходимо ли заполнять раздел 2 справки при приобретении служащим и его родителями недвижимого имущества, каждый из которых приобрел по 1/3 доли в данном имуществе? Сумма по сделке превышает доход служащего за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Однако сумма за 1/3 доли – не превышает трехгодовой доход.

В случае если в сделке по приобретению недвижимости на стороне покупателя выступает множественность лиц, одним из которых является лицо, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, имущество приобретается в общую собственность, в том числе с определением долей, о такой сделке, превышающей доход лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, необходимо представить сведения о расходах.

В случае если заключаются отдельные сделки по приобретению долей в недвижимости, то учитывается общая стоимость каждой из сделок совершенных лицом, на которое распространяются положения Федерального закона № 230-ФЗ, и его супругой (супругом).

3. При определении необходимости заполнения раздела 2 справки необходимо соотносить расходы по приобретению имущества и доходы, полученные за три последних года, предшествующих отчетному периоду. Например, в случае приобретения служащим имущества в 2017 г. учитываются доходы, полученные в 2014-2016 гг. При этом, ранее в 2016 г. служащий приобрел другое имущество. Необходимо ли при определении доходов за 2014-2016 гг. учитывать расходы по приобретению имущества в 2016 г.?

Из положений Федерального закона № 230-ФЗ следует, что оценка соразмерности понесенных расходов на сделки в отчетном периоде доходам осуществляется исходя из доходов, полученных служащим и его супругой (супругом) за три последних года, предшествующих отчетному периоду. При осуществлении подсчета дохода, полученного за три последних года, предшествующих отчетному периоду, обязанность учета понесенных (возможно понесенных) расходов в течение данного трехлетнего период законодательством Российской Федерации не установлена.

Вместе с тем, при установлении фактов ежегодной покупки объектов имущества, ценных бумаг, акций рекомендуем проводить тщательный анализ расходов и доходов, с целью последующего проведения проверки при необходимости.

Подраздел 3.1 Недвижимое имущество

1. Заполнение подраздела 3.1 справки в случаях, когда договор купли-продажи заключен в конце отчетного периода, а право собственности – в следующем отчетном периоде.

Аналогично: заполнение раздела 1 справки в случаях, когда договор купли-продажи заключен в конце отчетного периода, а деньги поступили на счет лица, в отношении которого представляются сведения, в следующем отчетном периоде.

Данное имущество в подразделе 3.1 справки не отражается. Если по состоянию на 31 декабря служащий пользуется купленным имуществом, то данное имущество отражается в подразделе 6.1 справки.

Доход: если на 31 декабря денежные средства не поступили – сведения о них не указываются.

Подраздел 3.2 Транспортные средства

1. Считаются ли транспортные средства, находящиеся в собственности физического лица - индивидуального предпринимателя, являющегося одновременно депутатом на непостоянной основе (в том числе сельскохозяйственная техника: трактора, комбайны, сеялки, прицепы и т.д.), личной собственностью такого депутата и подлежат ли указанию в справке о доходах?

В случае, если сельскохозяйственная техника зарегистрирована в соответствующих органах на депутата в статусе физического лица, то она подлежит отражению в справке о доходах. В ином случае, когда такая техника зарегистрирована на индивидуального предпринимателя или юридическое лицо, она является коммерческим имуществом и не подлежит отражении.

Аналогичным подходом необходимо руководствоваться при возникновении срочных обязательств финансового характера.

Раздела 4 Сведения о счетах в банках и иных кредитных организациях

1. Заполнение графы 6 «Сумма поступивших на счет денежных средств» раздела 4 справки на несовершеннолетнего ребенка.

Графа 6 раздела 4 справки заполняется в случаях, если указанная сумма превышает общий доход служащего (работника) и его супруга (супруги) за отчетный период и два предшествующих ему года. Таким образом, графа 6 раздела 4 справки должна быть заполнена, если сумма поступивших денежных средств на счет ребенка превышает трехгодовой доход его родителей.

Подраздел 6.1 Объекты недвижимого имущества, находящиеся в пользовании

1. Указание в подразделе 6.1 справки земельного участка под гаражом (машино-места) (в гаражном кооперативе, на многоуровневой (подземной/надземной) парковке, на придомовой территории, на обособленном (выделенном) земельном участке).

Если имеется документ о праве собственности или договор аренды на земельный участок, на котором расположен гараж (машино-места) – данный земельный участок отражается в подразделе 3.1 или 6.1 справки соответственно.

В случае отсутствия документов на земельный участок – данный земельный участок не отражается.

Подраздел 6.2 Срочные обязательства финансового характера

1. Заполнение подраздела 6.2 справки в случае, если по кредитному обязательству (не превышающему 500 тыс. руб.) накоплены проценты (суммарно с суммой займа превышающие 500 тыс. руб. / сами проценты превышают 500 тыс. руб.)

Пени, штрафы, проценты за просрочку платежа по кредитному договору предусматриваются в условиях кредитного договора и являются финансовым обязательством перед кредитором при наступлении определенных условий.

Таким образом, при возникновении таких условий возникает обязательство финансового характера, вытекающее из кредитного договора. В случае, если данное обязательство является равным или превышает 500 тыс. руб., то сведения о таком обязательстве отражаются в подразделе 6.2 справки.

2. Договора страхования жизни в подразделе 6.2 справки не указываются.

Раздел 7 Сведения о недвижимом имуществе, транспортных средствах и ценных бумагах, отчужденных в течение отчетного периода в результате безвозмездной сделки

1. Необходимо ли отражать информацию об утилизации автомобиля в случае самостоятельной утилизации транспортного средства (например, разбор на запчасти) без заключения договора на утилизацию с организацией, осуществляющей данный вид деятельности (документы, подтверждающие утилизацию отсутствуют), или должен быть документ, подтверждающий утилизацию транспортного средства, фактическое его уничтожение, гибель (акт об утилизации и др.).

Самостоятельная утилизация, например, разбор автомобиля на запчасти, не прекращает право собственности на данный автомобиль. В данном случае раздел 7 справки не заполняется, такой автомобиль необходимо отражать в разделе 3.2 справки.

II. Вопросы, связанные с проведением проверки достоверности и полноты сведений, а также с осуществлением контроля за расходами (далее - проверка).

1. Основания для инициирования проверки.

1.1. Критерии признания информации достаточной для инициирования процедуры проверки.

Достаточность информации предполагает наличие совокупности данных, свидетельствующих о несоответствии фактическим обстоятельствам представленных служащим сведений. Как правило, данная информация содержится в различных документах, отражающих действительное имущественное положение служащего и членов его семьи. Она может находиться в открытом доступе (например, в открытых государственных реестрах, в том числе иностранных, в средствах массовой информации) или содержаться в представленных служащим документах.

Признаками, свидетельствующими о необходимости проведения проверки, могут служить:

- не совпадение (расхождение) представленной служащим информации, в том числе в бумажном виде и (или) в ходе беседы;

- сомнение в подлинности представленных сведений;

- путаность и оговорки, допускаемые служащим при проведении с ним беседы.

В случае, если работниками подразделений при проведении анализа представленных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера выявлены обстоятельства, позволяющие усомниться в достоверности данных сведений, необходимо инициировать проведение проверки.

Полученная от органов и организаций информация, свидетельствующая о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам (без приложения соответствующих документов), не означает, что проверку проводить нельзя.

Учитывая, что достаточность информации является оценочной категорией, необходимо помнить, что любая информация (кроме анонимной) о несоответствии представленных служащим сведений фактическим обстоятельствам либо наличии сомнений в объективности такой информации может быть признана достаточной.

2. Организационные вопросы осуществления проверки.

2.1. Необходимо ли при проведении проверки осуществлять комплексную проверку всех отраженных в справках сведений или только в части тех недостоверных сведений, которые явились основанием для проведения такой проверки?

При наличии оснований для проведения проверки (например, представление органов прокуратуры о сокрытии недвижимого имущества) рекомендуется проводить проверку всех сведений, содержащихся в справке, несмотря на то, что сомнение в достоверности представленных сведений заключается, например, лишь по одному разделу справки.

Указанный подход позволяет полноценно оценить исполнение служащим обязанности по представлению достоверных сведений о доходах и избежать повторного проведения проверки и возможного привлечения служащего к ответственности в случае, если выявляются новые ошибки в ранее представленных сведениях.

Доклад о результатах проверки, а также сведения о соблюдении служащим ограничений, установленных федеральными законами, приобщается к личному делу служащего.

2.2. Может ли быть проведен контроль за расходами за год, выходящий за пределы трехлетнего периода (например, может ли быть проведена в 2018 году проверка о расходах, совершенных в 2013 году)?

Федеральный закон № 230-ФЗ устанавливает, что сведения о расходах представляются по каждой сделке, совершенной в течение календарного года, предшествующего году представления сведений (далее - отчетный период), если общая сумма таких сделок превышает общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Также установлено, что основанием для осуществления контроля за расходами является достаточная информация о том, что данным служащим, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки (совершена сделка) на общую сумму, превышающую общий доход служащего и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду.

Федеральный закон № 230-ФЗ не содержит ограничений по временному периоду совершения сделок, по которым может быть осуществлен контроль за расходами.

В соответствии со статьями 196 и 200 Гражданского кодекса Российской Федерации общий срок исковой давности составляет три года со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Таким образом, с момента поступления в соответствии со статьей 4 Федерального закона № 230-ФЗ информации о том, что лицом, его супругой (супругом) и (или) несовершеннолетними детьми в течение отчетного периода совершены сделки на общую сумму, превышающую общий доход данного лица и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, начинает исчисляться трехлетний срок исковой давности в течении которого процедуры контроля за расходами являются целесообразными, так как могут привести к обращено в доход Российской Федерации соответствующего имущества.

2.3. Проведение проверки в случаях, когда лицо, в отношении которого проводится проверка, уволилось (было уволено) по другим основаниям до ее завершения.

В данном случае рекомендуется довести проверку до конца, поскольку возможно выявление по результатам проверки состава административного правонарушения или уголовного преступления.

2.4. Возможность использования специализированных программных продуктов в целях осуществления проверки (например, СПАРК-интерфакс).

Запрет на использование подобных программных продуктов законодательство Российской Федерации не устанавливает.

2.5. Получение согласия на проведение бесед с гражданами и служащими в рамках проведения проверки (в том числе форма получения согласия, последствия отказа и пр.).

При проведении в отношении служащего проверки антикоррупционное подразделение вправе проводить беседы с данным служащим и получать необходимые пояснения. Подтверждение согласия на проведение беседы нецелесообразно, поскольку при таком согласии беседа состоится. В случае отказа служащего от проведения беседы, рекомендуется документально зафиксировать факт такого отказа в присутствии трех служащих уполномоченного подразделения.

В рамках проведения анализа сведений о доходах согласие или отказ служащего на проведение с ними беседы, получение от него пояснений целесообразно оформлять в письменном виде в произвольной форме.

2.6. Ответственность уполномоченных должностных лиц, осуществляющих проверку.

В случае ненадлежащего исполнения должностными лицами возложенных на них обязанностей данные лица могут быть привлечены к дисциплинарной ответственности, установленной законодательством.

2.7. Кадровое подразделение обязано ознакомить служащего, в отношении которого проведена проверка, с результатами проверки. В какой форме и сроки целесообразно осуществлять данное ознакомление (письменная форма, под роспись, выдача копии доклада или выписки из него, др.)?

Подпунктом «в» пункта 24 Положения о проверке установлено право служащего давать пояснения в письменной форме, в частности, по результатам проверки. В соответствии с пунктом 25 Положения о проверке такие пояснения приобщаются к материалам проверки. В этой связи в целях защиты интересов служащего представляется целесообразным уведомлять служащего в произвольной письменной форме (с отметкой об ознакомлении) о результатах проверки до направления соответствующего доклада представителю нанимателя (уполномоченному лицу).

2.8. Каков объем прав у антикоррупционного подразделения по выяснению наличия финансовой возможности у родственников служащего при предоставлении им денежных средств, которые используются для обоснования сделки по приобретению нового имущества?

Права антикоррупционного подразделения на установление финансового состояния родственников служащего ограничены. Вместе с тем, Федеральным законом № 230-ФЗ предусмотрено, что антикоррупционные подразделения обязаны уведомить служащего в письменной форме о проведении в отношении него или членов его семьи контроля за расходами и о необходимости представить сведения, в том числе об источниках получения средств, за счет которых совершена сделка. В целях подтверждения финансовой возможности родственников служащего антикоррупционным подразделениям предоставлено право проведения бесед со служащим и иными лицами с их согласия, в рамках которых может быть запрошена и установлена необходимая информация.

Кроме того, отдельные должностные лица наделены правом направлять запросы в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-разыскной деятельности, о проведении оперативно-разыскных мероприятий по основаниям, установленным частью 3 статьи 7 Федерального закона от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности», при осуществлении соответствующих видах проверки.

3. Межведомственное взаимодействие в ходе проведения проверки.

Подпунктом «л» Указа Президента Российской Федерации № 1065 антикоррупционные подразделения при осуществлении анализа сведений о доходах наделены правом получения от государственных (муниципальных) органов, предприятий, учреждений и организаций информации о соблюдении служащими требований к служебному поведению (за исключением информации, содержащей сведения, составляющие государственную, банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну). Таким образом, до начала проведения соответствующей проверки государственные органы вправе направлять запросы и получать указанную информацию. Однако стоит отметить, что в случае подтверждения несоблюдения служащими требований к служебному поведению привлечение такого служащего к ответственности возможно только по результатам проверки.

3.1. Если в рамках анализа сведений о доходах направлялись запросы в организации, например Росреестр, необходимо ли при проведении проверки повторное направление запросов или возможно использование ответов, полученных в рамках проводимого анализа?

Ответ: в случае получения в рамках анализа сведений о доходах необходимой информации от государственных органов, свидетельствующей о совершении служащим коррупционного правонарушения, повторное направление аналогичных запросов при проведении проверки в отношении данного служащего не целесообразно.

III. Применение мер ответственности по результатам проверки.

1. Критерии квалификации недостоверной информации в сведениях в качестве «технической ошибки».

Ответ: к числу таких ошибок могут быть отнесены, в частности:

- ошибка в справке 2-НДФЛ, выписке по счету, выданной кредитной организацией и т.п., а также иных причин, когда неточность в представленных сведениях возникла по причинам, независящим от служащего;

- некорректное указание почтового адреса (вместо правильного написания «проспект Строителей» или «пр-т Строителей» указывается «пр. Строителей»);

- некорректное указание наименования, адреса кредитной организации, при правильном предоставлении иной информации по соответствующему разделу справки (случаи, когда указан не юридический адрес банка, а фактический адрес его филиала, открывшего счет, или вместо правильного указания организационно-правовой формы кредитной организации ПАО «Сбербанк России» указано ПАО «Сбербанк», Сбербанк и т.п.), при условии, что указанное наименование кредитного учреждения позволяет его достоверно установить;

- ошибки в наименовании вида транспортного средства и в наименовании места его регистрации (при условии достоверного указания субъекта Российской Федерации).

2. Сроки давности привлечения к ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Ответ: взыскания за совершение коррупционных правонарушений применяются не позднее одного месяца со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения. В данный месячный срок не включается период временной нетрудоспособности служащего, пребывания его в отпуске, других случаев его отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения проверки и рассмотрения ее материалов комиссией по урегулированию конфликтов интересов.

Вместе с тем взыскание должно быть применено не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении коррупционного правонарушения.

Таким образом, настоятельно рекомендуем, в частности касательно сведений о доходах, не дожидаться представлений органов прокуратуры, а самостоятельно в кратчайшие сроки осуществлять комплексный анализ представляемых сведений о доходах и инициирование при необходимости проверочных мероприятий.

Для иных видов службы или трудовой деятельности законодательством Российской Федерации установлены иные сроки.

3. Может ли служащий быть привлечен к ответственности за неполноту и недостоверность представленных сведений о доходах в случае, если проверкой, проведенной до истечения месячного срока, предусмотренного законодательством для внесения уточненных сведений, были выявлены нарушения?

Ответ: согласно пункту 8 Положения о представлении сведений о доходах, утвержденного Указом Президента Российской Федерации № 559, в случае если служащий обнаружил, что в представленных им сведениях о доходах не отражены или не полностью отражены какие-либо сведения либо имеются ошибки, он вправе представить уточненные сведения в порядке.

Служащий может представить уточненные сведения в течение одного месяца. Таким образом, данный срок предусмотрен для уточнения представленных сведений работником в инициативном порядке.

Выявление кадровыми подразделениями нарушений при представлении указанных сведений до истечения названного месячного срока не препятствует привлечению работника к установленной ответственности.

Однако важно в целях соблюдения права служащего на внесение необходимых изменений в справку о доходах полагаем целесообразным проводить соответствующие проверки достоверности представленных сведений по истечении указанного срока для внесения уточненных сведений.

Дата последнего обновления: 01.08.2018 14:19
Розыск осужденных

архив новостей

« Август
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
30 31 1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31 1 2
2018 2017 2016  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Телефон доверия ДС (495) 982-18-00
Телефон справочной службы (495)982-18-81