Главная Бюджет для гражданИнформация о достигнутых результатах

Информация о достигнутых результатах

В 2016 году Федеральная служба исполнения наказаний продолжила последовательную работу, направленную на реформирование уголовно-исполнительной системы[1]. Одновременно формировались условия по улучшению результатов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Мероприятия, предусмотренные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 31.03.2016 № 79 «Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2015 год, плана работы и показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2016 год», выполнены в полном объеме.

В течение 2016 года продолжалась работа по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и правового обеспечения деятельности учреждений и органов УИС.

По инициативе Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний принято 15 федеральных законов, 3 указа Президента Российской Федерации, 9 постановлений и 8 распоряжений Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность УИС, в том числе федеральные законы:
от 01.05.2016 № 125-ФЗ «О внесении изменения в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 01.05.2016 № 135-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.13 и 32.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и статьи 33 и 109.2 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
от 23.06.2016 № 182-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений в Российской Федерации»;
от 03.07.2016 № 299-ФЗ «О внесении изменения в статью 18 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений»;
от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности»;
от 03.07.2016 № 359-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 06.07.2016 № 374-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
от 06.07.2016 № 375-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности»;
от 05.12.2016 № 414-ФЗ «О внесении изменений в статью 12 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и статью 11 Федерального закона «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;
от 19.12.2016 № 430-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;
от 28.12.2016 № 491-ФЗ «О внесении изменений в статью 82.1 Уголовного кодекса Российской Федерации и статью 398 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации по вопросу отсрочки отбывания наказания осужденным, признанным больным наркоманией»;
от 28.12.2016 № 503-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Федеральный закон «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено 10 дел, предметом которых являлись положения нормативных правовых актов Министерства юстиции Российской Федерациии Федеральной службы исполнения наказаний. По всем делам приняты решения, отвечающие интересам Минюста России и ФСИН России.

В целях систематизации ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых по вопросам деятельности УИС, велось наполнение банка данных автоматизированной базы актов, которая в настоящее время содержит около 8 000 документов.

Особо важными направлениями деятельности в области правового обеспечения условий для исполнения уголовных наказаний стали разработка и сопровождение нормативных правовых актов, направленных на введение с 2017 года нового вида наказания в виде принудительных работ и создание исправительных центров.

В рамках реализации Федерального закона от 07.12.2011 № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» приняты 12 нормативных правовых актов, направленных на реализацию нового вида наказания, в том числе 2 распоряжения и 1 постановление Правительства Российской Федерации. Созданы 4 исправительных центра, а также 7 участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях.

Реализованы запланированные мероприятия, предусмотренные государственными программами Российской Федерации «Юстиция», «Развитие здравоохранения», «Социальная поддержка граждан», «Развитие пенсионной системы», «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности», государственной программой вооружения, а также федеральной целевой программой «Жилище».

В 2016 году завершилась реализация федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы)», в рамках выполнения которой осуществлено 325 мероприятий по строительству и реконструкции следственных изоляторов[2] и исправительных учреждений.

Построены и введены в эксплуатацию 14 СИЗО на 5 243 места (в том числе 5 изоляторов, отвечающих международным стандартам на 2 480 мест), 33 режимных корпуса на 8 913 мест (в том числе 1 режимный корпус, отвечающий международным стандартам, на 1 000 мест), 2 режимных корпуса в тюрьмах на 400 мест, 1 исправительное учреждение особого режима на 647 мест, 42 общежития в исправительных учреждениях на 10 301 место, 1 дом ребенка, 15 котельных, 12 бань с прачечными, 6 административных зданий, 7 медицинских частей, 14 зданий с комнатами для проведения длительных свиданий, 13 столовых, 18 очистных сооружений, 9 канализационных насосных станций, 18 объектов инженерных сетей, 5 артезианских скважин, 11 объектов инженерно-технических средств охраны, 55 объектов реконструкции для обеспечения жизнедеятельности учреждений УИС.

В первом полугодии 2017 года планируется завершение строительства и ввод в эксплуатацию 5 СИЗО на 6 366 мест (в том числе 4 изолятора, отвечающих международным стандартам, на 6 000 мест), 4 режимных корпуса на 1 235 мест (в том числе 2 режимных корпуса, отвечающих международным стандартам, на 647 мест).

Предпринимаемые меры позволили улучшить условия содержания подследственных, обвиняемых и подозреваемых в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов[3]. Средний размер санитарной площади, приходящейся на одного человека, составляет 4,6 м2.

Во исполнение решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы» от 27.11.2015 подготовлен и проходит согласование в заинтересованных федеральных органах исполнительной власти проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 – 2025 годы)», предусматривающий проектирование, реконструкцию и строительство 812 объектов УИС.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.12.2016 № 2808-р утверждена Концепция данной федеральной целевой программы, предусматривающая продолжение работы по приведению условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных в соответствие с требованиями законодательства Российской Федерации.

По состоянию на 01.01.2017 в СИЗО и ПФРСИ (без учета изоляторов центрального подчинения ФСИН России) содержалось 106 927 подозреваемых, обвиняемых, осужденных (-10 409 человек).

Продолжает сокращаться численность женщин и несовершеннолетних лиц в СИЗО: на 2 259 человек (9,7%) и на 110 человек (3,5%) соответственно. Вместе с тем среди указанных категорий уменьшение арестованных за совершение преступлений небольшой и средней тяжести отмечено только в отношении женщин (на 681 человек, или на 6,9%).

С начала 2016 года из-под стражи по различным основаниям освобождено 46 361 человек, или 19,9% общей численности вновь арестованных лиц, что на 2 273 человека, или на 4,7% меньше, чем в 2015 году.

С целью дополнительной разгрузки СИЗО утвержден приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 31.10.2016 № 247 «О ликвидации федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» и внесении изменений в перечни следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы с лимитами их наполнения, утвержденные приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17.06.2015 № 143 «О ликвидации федерального казенного учреждения «Следственный изолятор № 2 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Саха (Якутия)», об утверждении перечней следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы и установлении лимитов их наполнения», согласно которому в 4 СИЗО 4 территориальных органах ФСИН России (УФСИН России по Удмуртской Республике, ГУФСИН России по Новосибирской области, УФСИН России по Самарской области, ГУФСИН России по Челябинской области) создано 1 681 место для размещения подозреваемых, обвиняемых, осужденных.

Также в 2016 году утверждены 6 приказов Министерства юстиции Российской Федерации, согласно которым созданы 5 ПФРСИ при исправительной колонии[4] № 12 УФСИН России по Удмуртской Республике, лечебно-исправительное учреждение № 42 ГУФСИН России по Кемеровской области, Тюрьме № 2 ГУФСИН России по Красноярскому краю, Архангельской воспитательной колонии, ИК № 15 ГУФСИН России по Самарской области, а также увеличен на 113 мест лимит наполнения ПФРСИ при ИК № 6 УФСИН России по Московской области. Всего создано 745 мест.

Таким образом, количество территориальных органов ФСИН России, в СИЗО которых жилая площадь не соответствовала установленной норме, сократилось с 17 до 10.

В течение отчетного года продолжалась работа по изменению вида режима и установлению лимитов наполнения исправительных учреждений, созданию и ликвидации изолированных участков с различными видами режима. В результате проведенной работы в 2016 году Министерством юстиции Российской Федерации утверждены лимиты наполнения исправительных учреждений 36 территориальных органов ФСИН России, 24 проекта приказов об утверждении лимитов наполнения исправительных учреждений находятся в процессе рассмотрения.

Распоряжениями Правительства Российской Федерации созданы федеральные казенные учреждения «Колония-поселение № 3 УФСИН России по Чеченской Республике» и «Исправительная колония № 6 УФСИН России по Хабаровскому краю (для содержания осужденных к пожизненному лишению свободы».

Общая численность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы на 01.01.2017, сократилась на 5 475 человек (по отношению к 01.01.2016) и составила 522 851 человек. Из них 40 293 женщины, 19 599 инвалидов.

Осужденными, отбывающими наказания в исправительных учреждениях УИС, было подано 3 722 ходатайства о помиловании, в т.ч. 922 ходатайства от осужденных за преступления небольшой и средней тяжести. Указами Президента Российской Федерации помилованы 5 осужденных (в 2015 году – 5 осужденных).

Во исполнение п. 3 Положения о принятии решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2003 № 199, в 2016 году издано 8 572 распоряжения Минюста России о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

В части выполнения международных обязательств Российской Федерации обеспечены выдача из Российской Федерации 930 заключенных под стражу иностранных граждан для привлечения их к уголовной ответственности на территории иностранных государств или исполнения приговора и прием из-за рубежа 157 человек. На основании решений судов Российской Федерации переданы в государства их гражданства 303 осужденных, принято в Россию 110 осужденных для дальнейшего отбывания наказания.

В большинстве учреждений УИС обеспечена стабильная и управляемая обстановка, принимались последовательные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в исправительных учреждениях, профилактику правонарушений.

На 11,2% снизилось число особо учитываемых преступлений (с 89 до 79), их уровень составил 0,1244 (в 2015 году – 0,1381; - 9,9%) при прогнозируемом 0,2. Случаи дезорганизации деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, квалифицируемую по ч. 3 ст. 321 Уголовного кодекса Российской Федерации, сократились на 26,3% (с 19 до 14), убийств – на 35,0% (с 20 до 13), побега из-под охраны – на 37,5% (с 8 до 5), захвата заложников не допущено (в 2015 году – 2).

В течение года в исправительных колониях 5 территориальных органов ФСИН России (по Кабардино-Балкарской Республике, Вологодской, Псковской и Тверской областям, Ханты-Мансийскому автономному округу) преступлений не зарегистрировано, в 38 – не допущено их роста.

В воспитательных колониях 17 территориальных органов ФСИН России преступлений не зарегистрировано, в 1 – не допущено их роста.

В тюрьмах зарегистрировано 1 преступление (в 2015 году – 2), не относящееся к категории особо учитываемых.

В следственных изоляторах 40 территориальных органов ФСИН России преступлений не зарегистрировано, в 11 – не допущено их роста.

Продолжается совершенствование форм и методов взаимодействия оперативного аппарата ФСИН России с соответствующими подразделениями МВД России и ФСБ России. В рамках разработанных планов по данному направлению деятельности осуществляется постоянный обмен оперативной информацией, в результате которого правоохранительным органам оказано содействие в изъятии 79 единиц оружия (в 2015 году – 88 единиц), 12 422 единиц боеприпасов (в 2015 году – 1 420 единиц), около 508 кг взрывчатых веществ (в 2015 году – 12 кг), более 530 кг наркотиков (в 2015 году – 722 кг).

При проведении двух этапов межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск» (16 – 17 марта и 12 – 13 октября 2016 года) сотрудниками территориальных органов ФСИН России совместно с МВД России, министерствами внутренних дел (полиции) государств – участников СНГ и другими правоохранительными органами установлено местонахождение и проведено задержание 3 393 лиц (в 2015 году – 3 879 лиц), находящихся в местном, федеральном и международном розыске, из них 2 584 осужденных, разыскиваемых территориальными органами ФСИН России (в 2015 году – 3 001 осужденный), 657 человек – подразделениями МВД России (в 2015 году – 766 человек), 150 человек – правоохранительными органами государств – участников СНГ (в 2015 году – 107 человек), 2 человека – Интерполом (в 2015 году – 5 человек).

Налажена работа с органами внутренних дел по вопросу обеспечения безопасности граждан и правопорядка в период подготовки и проведения матчей Кубка конфедераций FIFA 2017 года, Чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, организованы мероприятия по выявлению членов неформальных объединений болельщиков среди подозреваемых, обвиняемых и осужденныхи проведению в их отношении оперативно-профилактической работы, в том числе направленной на отказ от противоправных намерений.

В территориальных органах ФСИН России продолжалась работа по совершенствованию готовности сил и средств к действиям при чрезвычайных обстоятельствах. В этих целях организовано и проведено 93 тактико-специальных учения. В рамках реализации законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму, решений Национального антитеррористического комитета подразделения территориальных органов ФСИН России приняли участие в 76 учениях (в 2015 году – 68), проводимых руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, в ходе которых отрабатывались совместные действия подразделений силовых структур по пресечению террористических актов, в том числе и на объектах УИС.

Задачи по конвоированию осужденных и лиц, содержащихся под стражей, по установленным маршрутам и при экстрадиции выполнены в полном объеме. При этом было назначено более 54 тыс. караулов, которыми перемещено более 1,5 млн осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Побегов конвоируемых лиц, преступлений личным составом караулов не допущено.

Продолжалась работа, направленная на дальнейшее укрепление режима отбывания наказания, повышение качества надзора за осужденными. Количество побегов из-под надзора в исправительных колониях снизилось на 17,4% (с 109 до 90 случаев). В 37 территориальных органах ФСИН России побегов из-под надзора не допущено (в 2015 году – 36).

Вследствие повышения эффективности работы по изоляции злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от основной массы осужденных в 64 территориальных органах ФСИН России удалось обеспечить их полную изоляцию. Всего из 22,3 тыс. осужденных, признанных злостными нарушителями, изолированно содержится 98%, в том числе 4% злостных нарушителей содержится в медицинских учреждениях.

Повышение эффективности работы по перекрытию каналов поступления в исправительные учреждения запрещенных предметов позволило в определенной степени снизить количество изъятых на режимных территориях денежных средств (на 72,7%), алкогольных напитков промышленного производства (на 43%), а также наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов (на 17%).

При этом количество изъятых запрещенных предметов при попытке осуществить их доставку остается стабильно высоким: изъято 3,2 млн рублей, более 4 тыс. литров спиртных напитков, 46 кг наркотических, психотропных веществ или их аналогов, 40,6 тыс. единиц средств связи. За передачу либо попытку их передачи осужденным задержано 6 408 граждан, что на 9% меньше, чем в 2015 году.

Продолжаются попытки осужденных противодействовать законным требованиям администрации учреждений. Количество случаев применения насилия в отношении сотрудников в связи с осуществлением ими служебной деятельности в целом осталось на уровне 2015 года и составляет 194 случая (в 2015 году – 188 случаев), причинен вред здоровью 41 сотруднику (в 2015 году – 46 сотрудникам).

Активизирована профилактическая работа по предотвращению противоправных действий в отношении сотрудников УИС. По фактам нападений на сотрудников, хулиганских действий в отношении персонала, оскорблений возбуждено 268 уголовных дел (в 2015 году – 247), в том числе за дезорганизацию – 175 дел (+7,4%), за оскорбление – 79 дел (+25,4%).

Для совершенствования работы в области организации надзора за осужденными и соблюдения режимных требований издан приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295 «Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений» (далее – Правила), в котором расширена детализация норм, определяющих правовой статус осужденного, его права и обязанности, взаимоотношения с администрацией исправительных учреждений.

В первую очередь, изменения направлены на обеспечение права осужденных на свободу совести, детализацию и конкретизацию норм, регулирующих соблюдение данного права в условиях лишения свободы, взаимодействие священнослужителей традиционных религиозных конфессий, осужденных и администрации исправительных учреждений. Закреплено право осужденных на использование индивидуальных предметов культа, соответствующей литературы, отправление религиозных обрядов.

Наряду с этим, учитывая актуальность борьбы с терроризмом, в том числе на религиозной почве, обострение межнациональных отношений, в Правила включены нормы, запрещающие хранение и использование изданий, пропагандирующих войну, национальную и религиозную вражду, насилие и жестокость.

Значительное внимание уделено реализации конституционного права осужденных на обращение: получил дальнейшее развитие порядок переписки, в том числе с учреждениями и органами, надзирающими за местами лишения свободы, включая официально признанные Российской Федерацией международные организации, закреплены значительные изменения, касающиеся порядка медико-санитарного и материально-бытового обеспечения лиц, лишенных свободы, детализированы перечни и порядок оказания осужденным дополнительных медицинских и иных услуг.

С положительной стороны следует оценить внедрение в служебную деятельность систем биометрической идентификации личности. В настоящее время системами биометрической идентификации личности оборудовано 205 исправительных учреждений (28%), 68 СИЗО (31%). Кроме того, с целью организации дополнительного контроля осужденных на выводных рабочих объектах колоний-поселений и участков колоний-поселений используются переносные комплексы биометрической идентификации личности.

Количество интегрированных систем безопасности, используемых для надзора за осужденными, возросло на 2,6% и по состоянию на 01.01.2017 составляет 274 единиц. Количество телевизионных систем видеонаблюдения увеличилось на 5,2% (с 3 043 до 3 202), количество установленных видеокамер – на 10,8%
(с 56 240 до 62 296).

Сотрудники дежурных смен обеспечены персональными видеорегистраторами, применение которых позволяет повысить эффективность надзора, осуществлять контроль как за действиями осужденных, так и самих сотрудников. В настоящее время в исправительных колониях используются 12 473 носимых видеорегистраторов.

Активизирована работа по укреплению противопожарной защиты. По состоянию на 01.01.2017 на объектах учреждений и органов УИС зарегистрировано 35 пожаров (в 2015 году – 40), материальный ущерб составил 4 млн руб. При пожарах погибло 2 человека, травмирован 1 (в 2015 году – 6 и 8 соответственно). По сравнению с 2015 годом количество пожаров снизилось на 12,5%, однако при этом материальный ущерб вырос на 9,8%.

Продолжена работа по медико-санитарному обеспечению прав подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Приказом ФСИН России от 27.05.2016 № 384 создана комиссия Федеральной службы исполнения наказаний по ведомственному контролю качества и безопасности медицинской деятельности.

В рамках работы комиссии за 2016 год проведено 11 заседаний, на которых рассмотрено 365 случаев летального исхода, 11 заседаний по оценке результатов выездных проверок медико-санитарных частей ФСИН России, 5 заседаний по оценке качества оказания медицинской помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным по сведениям, указанным в обращениях граждан.

Во исполнение поручений Президента Российской Федерации от 25.02.2009 № Пр-444 о совершенствовании механизма предоставления медицинской помощи осужденным, от 11.08.2010 № Пр-2358 о пересмотре организационно-штатного построения медицинской службы УИС и от 04.03.2014 № Пр-410 о преобразовании сети медицинских организаций продолжалось проведение мероприятий по оптимизации организационно-штатной структуры медицинских организаций УИС.

В результате проведенных мероприятий в 2016 году общее количество коек в стационарах медицинских организаций УИС снизилось на 9,3%, составив более 32 тыс. коек, 37 медицинских частей реорганизованы в здравпункты.

В настоящее время в структуре медико-санитарных частей функционируют 1 024 филиала, из них: 673 медицинские части, 143 фельдшерских и 57 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 72 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам ФСИН России), 13 филиалов домов ребенка.

Продолжалась реализация мероприятий комплексного плана по предупреждению распространения туберкулеза в учреждениях УИС на 2015 – 2017 годы и комплексного плана по снижению смертности в учреждениях УИС на 2015 – 2017 годы.

Проведенные мероприятия позволили добиться улучшения основных показателей, характеризующих медико-санитарное состояние в учреждениях УИС. В 2016 году умерло на 420 человек меньше по сравнению с 2015 годом (3 408 и 3 828 человек соответственно), показатель общей смертности в учреждениях УИС снизился с 589,8 до 533,3 на 100 тыс. человек, или на 9,6%. Отмечается снижение показателя смертности от заболеваний на 11,8% (с 497,7 до 438,9 на 100 тыс. человек), в том числе от туберкулеза – на 53,8% (с 37,6 до 17,4 на 100 тыс. человек), от ВИЧ-инфекции – на 7,0% (с 183,8 до 170,9 на 100 тыс. человек), от сердечно-сосудистых заболеваний – на 2,3% (с 122,2 до 119,4 на 100 тыс. человек), от онкологических заболеваний – на 13,4% (с 55,0 до 47,6 на 100 тыс. человек).

Общая численность больных туберкулезом в 2016 году снизилась на 5%, с 23,7 тыс. до 22,6 тыс. человек. Численность впервые выявленных больных туберкулезом в исправительных учреждениях снизилась с 3 943 до 3 399 случаев, показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 12,4% (с 741,5 до 642,4 на 100 тыс. человек).

Численность больных наркоманией в 2016 году сократилась с 49,4 тыс. человек до 48,2 тыс. человек, психическими расстройствами – с 53,1 тыс. человек до 51,5 тыс. человек.

Групповых инфекционных заболеваний и массовых заражений не допущено.

Для реализации правана свободу совести и вероисповедания осужденных и лиц, содержащихся под стражей, ФСИН России продолжила активное сотрудничество с представителями традиционных религиозных конфессий.

В настоящее время в учреждениях УИС функционируют 642 объекта (здания, сооружения), используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний (в 2015 году – 621 объект), в том числе: 568 зданий и сооружений, выделяемых для лиц, исповедующих православие; 61 – для лиц, исповедующих ислам, 10 – для лиц, исповедующих буддизм, 3 – для лиц, исповедующих католицизм. Действует более 640 помещений, предоставляемых подозреваемым, обвиняемым и осужденным для проведения религиозных обрядов и церемоний, пользования предметами культа и религиозной литературой.

Осужденные и лица, содержащиеся под стражей, имеют право пользоваться религиозной литературой, предметами культа для нательного и карманного ношения, совершать религиозные обряды в местах, определенных администрацией исправительного учреждения, в часы от подъема до отбоя.

В целях реализации избирательных прав граждан, находящихся под стражей, в СИЗО и ПФРСИ было организовано проведение голосования подозреваемых, обвиняемых, а также персонала учреждений, находящегося на службе.

В соответствии с Федеральным законом от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 18 сентября 2016 года в учреждениях территориальных органов ФСИН России проведены выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации седьмого созыва. Одновременно в ряде территориальных органов ФСИН России проводись выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Голосование проводилось на 299 избирательных участках, 129 из которых были созданы непосредственно в учреждениях УИС.

В день проведения выборов в СИЗО и ПФРСИ содержалось 75 187 человек, обладающих избирательным правом. Все указанные лица были включены в списки избирателей. Также голосовали подозреваемые и обвиняемые, которые в связи с достижением совершеннолетия осуществляли свое конституционное право впервые. Им были вручены памятные подарки.

Кроме этого, была обеспечена возможность реализовывать свое право лицам, в отношении которых избрана мера пресечения в виде домашнего ареста. Избирательным правом обладали 5 073 человека, из них изъявили желание принять участие в голосовании 2 871 человек, что составляет 56,6%. Фактически приняли участие в голосовании 2 323 подозреваемых и обвиняемых, или 81%.

Чрезвычайных происшествий в период проведения выборов в учреждениях УИС не допущено.

В соответствии с нормами Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений принимает меры по оформлению паспортов осужденным гражданам Российской Федерации, у которых они отсутствуют или подлежат замене.

За 2016 год в исправительных учреждениях территориальных органов ФСИН России оформлено 37 305 паспортов (в 2015 году – 35 987 паспортов), из них за счет бюджетных средств 29 693 паспортов (в 2015 году – 29 964 паспортов), по замене в связи с достижением определенного законодательством возраста – 12 033 паспортов (в 2015 году – 10 987 паспортов). Доля осужденных, освобожденных из исправительных учреждений без паспортов, в общем числе освобожденных граждан Российской Федерации составила 2,7% (в 2015 году – 3,2%).

В рамках совершенствования воспитательной работы с осужденными издан приказ Минюста России от 21.07.2016 № 171 «О внесении изменений в приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 21 июня 2005 г. № 91 «Об утверждении инструкции об организации воспитательной работы с осужденными в воспитательных колониях Федеральной службы исполнения наказаний» и в Положение о группе социальной защиты осужденных исправительного учреждения уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста России от 30 декабря 2005 г. № 262». Принимались организационно-практические меры, направленные на реализацию отдельных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, Концепции развития до 2017 года сети служб медиации в целях реализации восстановительного правосудия в отношении детей, в том числе совершивших общественно опасные деяния, но не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность в Российской Федерации, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2014 № 1430-р, Комплексной программы по совершенствованию деятельности воспитательных колоний и следственных изоляторов (в части, касающейся содержания несовершеннолетних подозреваемых и обвиняемых) на 2015 – 2018 годы.

В соответствии с распоряжениями ФСИН России от 25.02.2016 № 16-р, от 11.05.2016 № 47-р и от 30.06.2016 № 80-р в 106 исправительных учреждениях 77 территориальных органов УИС реализуется эксперимент по апробации модели центра исправления осужденных.

В отчетном году проведены: IX конкурс профессионального мастерства сотрудников воспитательных служб исправительных учреждений УИС; Всероссийский конкурс психологов исправительных учреждений территориальных органов ФСИН России на лучшую программу по организации психологического обеспечения осужденных в центре исправления осужденных исправительного учреждения; конкурс «Лучший учащийся школы воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (совместно с благотворительным фондом «Попечитель»); Всероссийская спартакиада среди несовершеннолетних осужденных, содержащихся в воспитательных колониях (при участии спортивного общества «Динамо»); Всероссийский фестиваль творческих коллективов воспитательных колоний «Амнистия души» (совместно с Московским Молодежным театром под руководством B.C. Спесивцева).

Продолжилась работа по совершенствованию процесса психологического сопровождения подозреваемых, обвиняемых, осужденных и личного состава. В деятельности психологов используется программа «Автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога». Разработаны для внедрения в деятельность психологов, занятых в учреждениях УИС алгоритмы психологического сопровождения несовершеннолетних осужденных, отбывающих наказание в воспитательных колониях, осужденных, состоящих на учете в уголовно-исполнительных инспекциях, индивидуальная психокоррекционная программа, направленная на снижение агрессивности осужденных, методические рекомендации о порядке проведения специальных психофизиологических исследований с применением полиграфа.

Психодиагностическое обследование проходят 99% вновь прибывших подозреваемых, обвиняемых и осужденных. Указанное обстоятельство позволяет своевременно выявлять лиц, склонных к различным видам деструктивного поведения. В сравнении с 2015 годом количество суицидов подозреваемых, обвиняемых и осужденных сократилось на 13%.

Совместно с Министерством образования и науки Российской Федерации организовано взаимодействие территориальных органов ФСИН России и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, при решении вопросов обеспечения общеобразовательной деятельности в воспитательных колониях, обмена актуальной информацией, нормативными и учебно-методическими документами, относящимися к деятельности организаций в учреждениях УИС, организации переподготовки и повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих обучение осужденных, проведении единого государственного экзамена в общеобразовательных организациях ФСИН России.

С целью совершенствования работы издан совместный приказ Минюста России и Минобрнауки России от 06.10.2016 № 274/1525 «Об утверждении Порядка организации получения начального общего, основного и среднего общего образования лицами, отбывающими наказание в виде лишения свободы».

В настоящее время в исправительных учреждениях функционируют 283 общеобразовательные организации и 513 их филиалов. Всего в 2015/16 учебном году в общеобразовательных организациях исправительных учреждений обучались 61 764 осужденных, из них по итогам учебного года 804 человека получили начальное общее образование, 5 572 человека – основное общее, 11 179 человек – среднее общее образование.

Организовано проведение обязательной государственной итоговой аттестации выпускников, освоивших образовательные программы основного общего и среднего общего образования. Осуществлена работа по оборудованию автоматизированных рабочих мест в читальных залах библиотек воспитательных колоний и образовательных организаций с подключением их к электронным ресурсам Национальной электронной библиотеки (ее общий фонд полнотекстовых электронных документов составляет 1,6 млн экземпляров книг и других изданий).

Система среднего профессионального образования осужденных представлена 307 федеральными казенными профессиональными образовательными учреждениями ФСИН России и их 389 структурными подразделениями.

В 2015/16 учебном году обучение организованно более чем по 220 профессиям среднего профессионального образования по программам профессионального обучения и подготовки квалифицированных рабочих.

По итогам 2015/16 учебного года число обученных рабочей профессии увеличилось на 18,4%, составив 197,6 тыс. осужденных (в 2014/15 учебном году – 166,9 тыс. осужденных).

Численность осужденных, освобожденных из мест лишения свободы без профессии, по итогам 2015/16 учебного года сократилась на 346 человек, составив 2 тыс. человек, или 1,2% общей численности обучающихся осужденных (в 2015 году – 2,3 тыс. человек, или 1,6%).

В целях безусловного исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к общественно полезному труду созданы и функционируют 574 центра трудовой адаптации осужденных, 69 учебно- и лечебно-производственных мастерских, осуществляющих приносящую доход производственную деятельность с привлечением осужденных к труду.

По итогам 2016 года производственным сектором УИС выпущено товарной продукции, выполнено работ и оказано услуг на сумму 27,5 млрд руб. (в 2015 году – 28,9 млрд руб.).

В связи с макро- и микроэкономическими факторами сократился объем производства пищевых продуктов (-30%), продукции машиностроения (-14%), сельскохозяйственного производства (-11%). В тоже время достигнут рост объемов производства мебели (+17%), одежды, других швейных изделий и обуви (+4%) и по прочим производствам (+9%).

Объемы продукции для внутрисистемных нужд снизились на 16%, составив 12,4 млрд руб. (в 2015 году – 14,9 млрд руб.). Среднесписочная численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах непосредственно на производстве, сократилась на 6,8%, составив 133,1 тыс. человек (в 2015 году – 142,9 тыс. чел.). Всего привлекалось к оплачиваемому труду 182,5 тыс. осужденных, или 39,6% среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду (в 2015 году – 192,4 тыс. осужденных, или 41,2%).

Среднедневная заработная плата осужденных (без начислений) составила 205,26 руб. (в 2015 году – 183,59 руб.). Нормы выработки осужденными выполняются 67,1% (в 2015 году – 64,8%).

В целях развития производственно-хозяйственной деятельности учреждений УИС в условиях сложившейся экономической ситуации, повышения эффективности трудовой адаптации осужденных и создания для них дополнительных рабочих мест велась активная работа по освоению новых видов производства, а также с внешними заказчиками.

В исправительных учреждениях организовано 559 новых производств, включая собственные, для оказания услуг промышленного характера для сторонних организаций. На данных производственных участках объем производства товарной продукции, выполненных работ и оказанных услуг составил 1,4 млрд руб., чистая прибыль составила 67 млн руб., численность дополнительно трудоустроенных осужденных составила 5 558 человек.

На имеющихся и новых производствах в исправительных учреждениях организовано освоение 2 191 вида новых изделий, что позволило трудоустроить 18,2 тыс. осужденных. Объем выпуска новой продукции составил 2,76 млрд руб. (в 2015 году – 2,29 млрд руб.), прибыль от ее реализации составила 211,8 млн руб. (в 2015 году – 173,1 млн руб.).

Во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации Д.А. Медведева от 04.02.2016 ФСИН России проводилась работа по привлечению бизнес-сообщества к повышению экономической эффективности труда осужденных и созданию для них дополнительных рабочих мест. Президентом Торгово-промышленной палаты Российской Федерации С.Н. Катыриным и директором ФСИН России Г.А. Корниенко 22.11.2016 подписано Соглашение о взаимовыгодном сотрудничестве.

В результате работы, проводимой подразделениями УИС, заключено свыше 4,4 тыс. договоров и контрактов с бизнес-структурами на общую сумму более 6 млрд рублей.

Проводилась работа по организации взаимодействия территориальных органов ФСИН России с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам государственной поддержки подразделений УИС.

На региональном уровне органами государственной власти 5 субъектов Российской Федерации приняты нормативные правовые акты по вопросам, касающимся повышения эффективности деятельности учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы.

В 21 субъекте Российской Федерации успешно решен вопрос снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, что позволило сэкономить более 22,9 млн руб. в УИС.

Органами государственной власти 15 субъектов Российской Федерации подразделениям УИС была оказана целевая финансовая помощь на общую сумму более 93,1 млн руб.

С 22 до 29 увеличилось число территориальных органов ФСИН России, имеющих действующие региональные целевые программы, направленные на получение мер государственной поддержки. В рамках финансирования этих программ на развитие и модернизацию производственной деятельности подразделений УИС из бюджетов субъектов Российской Федерации выделено свыше 73,8 млн руб. (в 2015 году – 52,2 млн руб.).

Кроме того, в 48 субъектах Российской Федерации получен портфель заказов на поставку продукции для региональных и муниципальных нужд на сумму около 345,3 млн руб. (в 2015 году – в 37 субъектах с объемом заказов 176,6 млн руб.).

В 2016 году за счет собственных средств исправительными учреждениями приобретено 3 529 единиц технологического оборудования на общую сумму 431,4 млн руб. (в 2015 году – 3 118 единиц на сумму 186,6 млн руб.), что позволило дополнительно создать 2 661 рабочее место для осужденных (в 2015 году – 1 690 мест). Кроме того, приобретено 96 единиц транспортных средств и иной техники на сумму 104,5 млн руб.

Принимались меры по трудоустройству осужденных инвалидов. При этом количество рабочих мест, соответствующих трудовым рекомендациям и функциональным возможностям работающих на них инвалидов, увеличилось на 747 единиц, составив 1 711 единиц (в 2015 году – 962 единицы). Трудоустроено 2,1 тыс. осужденных инвалидов, в том числе 500 инвалидов I и II групп.

В течение 2016 года проводилась работа, направленная на реализацию заданий государственного оборонного заказа и осуществление закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что позволило обеспечить в полном объеме все категории довольствующихся лиц продовольствием, организовать полноценное питание в соответствии с установленными нормами.

Приказом Минюста России от 26.02.2016 № 48 были установлены повышенные нормы питания, рацион питания и нормы замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных к лишению свободы, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях ФСИН России, на мирное время.

В 2016 году уровень самообеспеченности основными видами продовольствия за счет сельхозпроизводства учреждений УИС вырос по сравнению с 2015 годом по мясу с 44% потребности до 46%, по овощам – с 51% до 62%. Уровень самообеспеченности по молоку, яйцам и картофелю составил 48%, 33% и 57% потребности соответственно.

С целью обеспечения учреждений УИС картофелем и овощами до урожая 2017 года организовано проведение заготовительной кампании, в ходе которой заложено на хранение 87,1 тыс. т картофеля (в 2015 году – 85,3 тыс. т) и 45,8 тыс. т овощей (в 2015 году – 34,5 тыс. т).

Учитывая снижение выделяемого бюджетного финансирования для обеспечения учреждений ФСИН России имуществом и оборудованием продовольственной службы проведена работа по эффективному и рациональному распределению бюджетных средств между территориальными органами ФСИН России. Распределение объемов поставки оборудования между внутрисистемными производителями осуществлялось с учетом минимальных затрат на изготовление имущества, оборудования продовольственной службы и транспортных расходов. В результате уровень обеспеченности учреждений УИС по итогам 2016 года составил 76%.

На приобретение форменного обмундирования для личного состава УИС в рамках государственного оборонного заказа выделено 1,2 млрд рублей, что составило 46,9% потребности по утвержденным нормам снабжения (в 2015 году – 1,5 млрд рублей, или 49,9% потребности), а для обеспечения вещевым довольствием осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, – 1,73 млрд рублей, или 41,0% потребности (в 2015 году – 1,35 млрд рублей, или 43,5% потребности).

За последние три года закуплено и поставлено в подведомственные подразделения 4 427 единиц транспортных средств, что составляет 21,4% утвержденного ФСИН России штата транспортных средств. Обеспеченность транспортными средствами в 2015 году составила 80%, в 2016 году – 85%. Коэффициент технической готовности автопарка ФСИН России составил 0,88.

В рамках выполнения мероприятий, предусмотренных приказом ФСИН России от 30.03.2016 № 218 «Об организации инженерно-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», для обеспечения территориальных органов ФСИН России закуплено 62 базовых комплекта и 11 комплектов наращивания интегрированных систем безопасности, 36 биометрических систем распознавания личности, 25 комплектов наращивания биометрических систем распознавания личности для дооснащения сборно-следственных отделений СИЗО.

Проводилась работа по исполнению мероприятий, предусмотренных указами Президента Российской Федерации о Государственной программе вооружения на 2011 – 2020 годы и от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса».

Уровень оснащенности современными образцами вооружения, военной и специальной техники в 2016 году составил 40% (в 2015 году – 30%), что соответствует плановым показателям, утвержденным Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным от 25.09.2012.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2013 № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения» в Министерство обороны Российской Федерации направлен отчет о выполнении Федеральной службой исполнения наказаний основных военно-технических
и финансово-экономических показателей вооружения, военной и специальной техники.

Осуществлен комплекс мероприятий по повышению эффективности и укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, организации взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 81 уголовно-исполнительных инспекции[5] и их 2 401 филиал.

В течение 2016 года по учетам УИИ прошли 871 371 человек (в 2015 году – 853 531 человек, увеличение на 2%), в том числе несовершеннолетних – 19 883 человек (в 2015 году – 19 870 человек, увеличение на 0,06%).

По состоянию на 01.01.2017 на учете УИИ состояло 412 357 человек (в 2015 году – 268 791 человек, увеличение на 53,41%), из них несовершеннолетних – 16 396 (в 2015 году – 16 676 человек, увеличение на 1,68%).

В рамках реализации Федерального закона от 03.07.2016 № 323-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации по вопросам совершенствования оснований и порядка освобождения от уголовной ответственности» в отношении 31 583 человек судами принято решение об отмене наказания, не связанного с изоляцией от общества, и в отношении 3 842 человек – о смягчении наказания.

Приказом Минюста России № 26, МВД России № 67, СК России № 13, ФСБ России № 105, ФСКН России № 56 от 11.02.2016 утвержден Порядок осуществления контроля за нахождением подозреваемых или обвиняемых в месте исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.

В отношении нарушителей порядка отбывания наказания применялись предупредительно-профилактические меры: испытательный срок продлен 83 491 условно осужденному или 20,87% (в 2015 году – 88 903, или 18,34%); дополнительные обязанности возложены на 67 612 условно осужденных или на 16,9% (в 2015 году – на 68 647, или на 14,16%); дополнительные ограничения установлены 9 293 осужденным к ограничению свободы или 23,66% (в 2015 году – 8 784, или 17,91%); произведено замен наказаний более строгим видом наказания, отмен условного осуждения, отсрочки отбывания наказания, меры пресечения в виде домашнего ареста в отношении 44 944 человек или 6,6% (в 2015 году – 37 843, или 5,23%).

Уровень повторной преступности среди осужденных без изоляции от общества составил 1,51% (уголовные дела за совершение преступлений после постановки на учет УИИ возбуждены в отношении 11 165 осужденных (в 2015 году – 9 219 осужденных).

По состоянию на 01.01.2017оборудование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц[6] применялось в отношении 3 602 осужденных к ограничению свободы и 3 759 обвиняемых (подозреваемых), находящихся под домашним арестом.

При помощи СЭМПЛ выявлено 8 612 нарушений установленного порядка отбывания наказания. На основании полученных данных по представлениям УИИ судами принято решение о замене неотбытой части наказания лишением свободы в отношении 1 153 осужденных, на 3 339 осужденных возложены дополнительные ограничения. В отношении подозреваемых (обвиняемых) при помощи СЭМПЛ установлены 8 764 нарушения, по которым судами принято решение об изменении меры пресечения в отношении 423 лиц.

Особое внимание в работе учреждений и органов УИС уделяется взаимодействию с институтами гражданского общества.

ФСИН России на федеральном и региональном уровне организовано конструктивное сотрудничество с аппаратами Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека, Общественной палатой Российской Федерации, неправительственными правозащитными, общественными организациями, религиозными конфессиями, региональными общественными наблюдательными комиссиями, общественными советами.

В соответствии с Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» в субъектах Российской Федерации созданы и продолжают успешно функционировать общественные наблюдательные комиссии[7], членам которых предоставлено право посещать исправительные учреждения УИС и СИЗО без специального разрешения и осуществлять контроль за обеспечением прав содержащихся в них лиц.

В настоящее время в 81 субъекте Российской Федерации функционируют ОНК с общей численностью членов более 1,1 тыс. человек.

За отчетный год члены региональных ОНК посетили учреждения УИС 3 648 раз (в 2015 году – 3 907 раз). При этом 726 таких посещений было осуществлено совместно с членами общественных советов при территориальных органах ФСИН России. Комиссиями подготовлено и направлено в территориальные органы ФСИН России 1 090 заключений по итогам посещений исправительных учреждений и СИЗО. Члены ОНК приняли участие в 447 коллективных мероприятиях, проводимых в учреждениях УИС.

В течение года совместно с Аппаратом Уполномоченного при Европейском Суде по правам человека – заместителя Министра юстиции Российской Федерации рассмотрено 505 жалоб (в 2015 году – 377 жалоб) подозреваемых, обвиняемых и осужденных, связанных с деятельностью учреждений и органов УИС.

Всего за 2016 год в адрес ФСИН России поступило более 35 677 обращений (в 2015 году – более 38 514 обращений). В том числе: из Администрации Президента Российской Федерации – 6 965 (в 2015 году – 8 586); из Аппарата Правительства Российской Федерации – 427 (в 2015 году – 586); из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – 459 (в 2015 году – 616); из Генеральной прокуратуры Российской Федерации – 2408 (в 2015 году – 2296); из Минюста России – 1 469 (в 2015 году – 1 741); из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – 197 (в 2015 году – 171); от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – 17 (в 2015 году – 23).

Количество обращений, поступивших в форме электронного документа с использованием официального сайта ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», увеличилось до 9 083 обращений (в 2015 году – 8 000 обращений).

Для оперативного реагирования на поступающие обращения во всех учреждениях и органах УИС функционируют приемные по приему граждан. 12 декабря 2016 года проведен Общероссийский день приема граждан.

Основной тематикой поступающих обращений являются: перевод и направление осужденных в другие места отбывания наказания, расположенные в непосредственной близости к месту проживания родственников, или из-за конфликта (8 621 обращение, в 2015 году – 9 691 обращение), неудовлетворительное медицинское обслуживание (4 749 обращений, в 2015 году – 4 710 обращений), нарушение законности сотрудниками УИС (3 445 обращений, в 2015 году – 3 273 обращения).

В результате повышения эффективности работы подразделений собственной безопасности ФСИН России в течение 2016 года выявлено 452 преступления коррупционной направленности (в 2015 году – 211).

В целях обеспечения экономической безопасности учреждений и органов УИС, а также федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России подписано соглашение о взаимодействии по выявлению, предупреждению и пресечению преступлений против государственной власти и в сфере экономики.

В рамках реализации решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации осуществлялась работа по совершенствованию организационно-штатного построения центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, аппаратов ее территориальных органов, иных учреждений и органов УИС.

С целью рационального использования штатной численности персонала центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний с учетом перераспределения задач и функций между ее структурными подразделениями и упорядочения критериев установления предельных специальных званий высшего начальствующего состава по должностям начальников территориальных органов ФСИН России издан Указ Президента Российской Федерации от 03.10.2016 № 519 «О некоторых вопросах Федеральной службы исполнения наказаний». В структуре центрального аппарата ФСИН России создано Главное оперативное управление ФСИН России.

Для совершенствования организационно-штатной структуры территориальных органов ФСИН России приказом ФСИН России от 02.09.2016 № 698 утверждены типовые структуры и типовые штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний.

Штатная численность персонала УИС, финансируемая за счет средств федерального бюджета, составила 295 967 единиц (в 2015 году – 295 971 единица), из которых начальствующего состава – 225 284 единиц (в 2015 году – 225 284 единицы), в том числе переменный состав учебных организаций – 6 326 единиц (в 2015 году – 6 662 единицы), государственных гражданских служащих, рабочих и служащих – 70 683 единицы (в 2015 году – 70 687 единиц).

В 2016 году на службу в УИС принято 29 025 человек, в том числе 16 716 человек на должности начальствующего состава (в 2015 году – 7 812 человек), уволено 30 751 человек, в том числе 18 419 сотрудников (в 2015 году – 20 741 сотрудник), по собственному желанию – 4 873 (в 2015 году – 4 955), по отрицательным основаниям – 522 (в 2015 году – 361).

Всего вакантно 25 153 должности, или 8,5% штатной численности персонала УИС.

С целью организации и обеспечения подготовки квалифицированных специалистов для учреждений и органов УИС и комплектованию переменным составом образовательных организаций высшего образования ФСИН России организован и проведен набор курсантов, слушателей и адъюнктов в образовательные организации высшего образования ФСИН России. По итогам набора на обучение зачислено 1 155 курсантов (в 2015 году – 1 118 курсантов) и 41 адъюнкт (в 2015 году – 47 адъюнктов).

Организована и проведена олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний, победителями и призерами олимпиады в 8 номинациях объявлены 19 курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России.

Воспитательная работа с личным составом была направлена на формирование и развитие у работников УИС высоких качеств гражданина, патриота и профессионала.

В целях повышения международного престижа ФСИН России, выработки новых форм и методов исполнения уголовных наказаний и привлечения внимания общественности к вопросам деятельности пенитенциарной службы проведены 84 мероприятия международного характера: 44 приема иностранных делегаций, 40 выездов сотрудников УИС в служебные командировки за пределы Российской Федерации.

Представители ФСИН России на регулярной основе принимают участие в мероприятиях, проводимых Организацией Объединенных Наций, Советом по пенологическому сотрудничеству Совета Европы, Комитетом Совета Европы по проблемам преступности, а также Международной ассоциацией исправительных учреждений и тюрем (ICPA), Европейской организацией исправительных учреждений и тюрем (Europris), основными темами которых является защита прав осужденных и лиц, содержащихся под стражей, улучшение им материальных условий, выработка минимальных стандартов содержания лиц, содержащихся под стражей, оказание им медицинской помощи, борьба с радикализацией, сокращение переполненности мест лишения свободы, ресоциализация осужденных, внедрение современных технологий в деятельность пенитенциарных служб.

Всего в 2016 году сотрудничество велось с пенитенциарными службами 22 государств: Азербайджаном, Арменией, Республикой Беларусь, Вьетнамом, Германией, Испанией, Италией, Казахстаном, КНР, КНДР, Киргизией, Кубой, Монголией, Норвегией, Сербией, Словенией, Таджикистаном, Туркменистаном, Финляндией, Францией, Чехией, Швейцарией.

В июне 2016 года в Федеральной службе исполнения наказаний состоялось первое заседание Совета руководителей пенитенциарных служб государств – участников СНГ, по итогам которого директор ФСИН России Г.А. Корниенко был избран Председателем Совета. На заседании также обсудили вопросы, касающиеся деятельности Секретариата и регламента работы Совета.

Проводилась работа, направленная на информирование общественности о деятельности пенитенциарной системы, освещение мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышение престижности службы в УИС, противодействие дискредитации ее деятельности.

Организовано и проведено 6 пресс-конференций, 39 интервью, 5 «круглых столов» и 1 пресс-тур с участием руководства ФСИН России. На официальном сайте ФСИН России размещено около 1,5 тыс. новостных материалов о событиях, связанных с деятельностью УИС.

В территориальных органах ФСИН России были организованы 170 пресс-конференций, 433 «круглых стола», 620 брифингов, более 2 500 интервью, 747 «дней открытых дверей». Состоялось около 2 000 мероприятий для СМИ, непосредственно связанных с посещением учреждений УИС.

В 2017 году Минюст России и ФСИН России на основе анализа недостатков, имевших место в 2016 году, продолжат последовательную работу по их устранению и повышению эффективности деятельности учреждений и органов УИС, в том числе посредством внедрения современных технологий и использования инновационных разработок, усиления надежности охраны СИЗО и исправительных учреждений, обеспечения личной безопасности персонала, граждан и осужденных.

Приоритетными задачами ФСИН России на 2017 год останутся:
повышение уровня эффективности управления УИС и ее устойчивое функционирование с учетом экономии финансовых средств и оптимизации численности личного состава;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и СИЗО, укрепление материальной базы СИЗО, исправительных учреждений, УИИ;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом их криминологических характеристик и в зависимости от тяжести совершенного преступления;
проведение воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных;
организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
совершенствование системы организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
укрепление законности и правопорядка при исполнении наказаний без изоляции от общества, профилактика правонарушений;
внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников УИС;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью органов и учреждений УИС, усиление ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении задач, стоящих перед УИС, обеспечение гласности;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными службами иностранных государств, межгосударственными (межправительственными) и неправительственными организациями.


[1] Далее – УИС

[2] Далее – СИЗО, изоляторы

[3] Далее – ПФРСИ

[4] Далее - ИК

[5] Далее – УИИ

[6] Далее - СЭМПЛ

[7] Далее – ОНК


Основание: Приказ Минюста России от 10.04.2017 № 55

Дата последнего обновления: 23.08.2017 16:08
Розыск осужденных

архив новостей

« Сентябрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
28 29 30 31 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 1
2017 2016 2015  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Телефон доверия ДС (495) 982-18-00
Телефон справочной службы (495)982-18-81