Главная Бюджет для гражданИнформация о достигнутых результатах

Информация о достигнутых результатах

2017 году Федеральная служба исполнения наказаний продолжила последовательную работу, направленную на реформирование уголовно-исполнительной системы[1]. Одновременно формировались условия по улучшению результатов оперативно-служебной, производственно-хозяйственной и финансовой деятельности.

Мероприятия, предусмотренные приказом Минюста России от 10.04.2017 № 55 «Об утверждении отчета о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний за 2016 год, плана работы и показателей деятельности Федеральной службы исполнения наказаний на 2017 год», выполнены в полном объеме.

В течение 2017 года продолжалась работа по совершенствованию уголовно-исполнительного законодательства и правового обеспечения деятельности учреждений и органов УИС.

Приняты 18 федеральных законов, 1 указ Президента Российской Федерации, 17 постановлений и 8 распоряжений Правительства Российской Федерации, затрагивающих деятельность УИС, в том числе федеральные законы:
от 07.02.2017 № 6-ФЗ «О ратификации Договора между Российской Федерацией и Республикой Абхазия о передаче для отбывания наказания лиц, осужденных к лишению свободы»;
от 07.02.2017 № 7-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов» и Федеральный закон «О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства»;
от 22.02.2017 № 20-ФЗ «О внесении изменения в статью 64 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
от 07.03.2017 № 33-ФЗ «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания»;
от 03.04.2017 № 63-ФЗ «О внесении изменений в статью 62 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации и их семей»;
от 05.04.2017 № 66-ФЗ «О внесении изменения в статью 118 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»;
от 17.04.2017 № 73-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации»;
от 01.05.2017 № 95-ФЗ «О внесении изменений в статьи 7 и 38 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
от 28.05.2017 № 102-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам административного надзора за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;
от 07.06.2017 № 112-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Федерального закона «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания»;
от 26.07.2017 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы»;
от 29.07.2017 № 252-ФЗ «О внесении изменений в статью 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации и статьи 3 и 5 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»;
от 16.10.2017 № 292-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации»;
от 14.11.2017 № 326-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов»;
от 05.12.2017 № 365-ФЗ «О приостановлении действия части второй статьи 43 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей» в связи с Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»;
от 20.12.2017 № 401-ФЗ «О внесении изменений в статью 56 Закона Российской Федерации «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, войсках национальной гвардии Российской Федерации, и их семей»;
от 20.12.2017 № 409-ФЗ «О внесении изменения в статью 178.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации»;
от 20.12.2017 № 410-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации».

Верховным Судом Российской Федерации было рассмотрено 7 дел, предметом которых являлись положения нормативных правовых актов Минюста России и ФСИН России. По 4 делам приняты решения, отвечающие интересам Минюста России и ФСИН России.

Осуществлялась регистрация, обобщение и систематизация ведомственных нормативных правовых актов, издаваемых по вопросам деятельности УИС. В настоящее время банк данных автоматизированной базы ведомственных нормативных правовых актов содержит более 8,1 тыс. документов (в 2016 году – 7,5 тыс. документов).

В 2017 году в рамках реализации мероприятий федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007 – 2016 годы)» введены в эксплуатацию 6 объектов капитального строительства.

Во исполнение решения оперативного совещания Совета Безопасности Российской Федерации по вопросу «О дополнительных мерах по обеспечению прав и законных интересов лиц, содержащихся под стражей или отбывающих наказание в местах лишения свободы» от 27.11.2015 подготовлен и согласован с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проект федеральной целевой программы «Развитие уголовно-исполнительной системы (2017 – 2025 годы)», предусматривающий проектирование, строительство и реконструкцию 366 объектов УИС.

В настоящее время указанный проект программы представлен Минэкономразвития России в Правительство Российской Федерации.

Продолжена планомерная работа по приведению лимитов наполнения учреждений УИС в соответствие с имеющейся жилой площадью и оптимизации мест лишения свободы в целях приближения к месту жительства осужденных до ареста, сохранения социально полезных связей осужденных, повышения доступности места отбывания наказания для родственников.

В 2017 году Минюстом России на основании предложений ФСИН России реализованы 23 приказа, предусматривающих изменение вида режима, создание, ликвидацию изолированных участков, установление (изменение) лимитов наполнения учреждений УИС.

В соответствии с положениями Указа Президента Российской Федерации от 28.12.2001 № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территориях субъектов Российской Федерации» осужденными, отбывающими наказания в исправительных учреждениях УИС, были поданы 3,2 тыс. ходатайств о помиловании, в том числе 667 ходатайств осужденных за преступления небольшой и средней тяжести. Указами Президента Российской Федерации помилованы 8 осужденных (в 2016 году – 5 осужденных).

В части выполнения международных обязательств Российской Федерации обеспечены выдача из Российской Федерации 965 заключенных под стражу иностранных граждан для привлечения их к уголовной ответственности на территории иностранных государств или исполнения приговора и прием из-за рубежа 135 человек.

В суды Российской Федерации направлено на рассмотрение 560 представлений о передаче осужденных для дальнейшего отбывания наказания в государстве гражданства. В компетентные органы иностранных государств направлено 1208 материалов на рассмотрение и признание приговоров судов Российской Федерации. На основании решений судов Российской Федерации переданы в государства их гражданства 307 осужденных иностранных граждан, приняты в Россию 58 осужденных граждан Российской Федерации для дальнейшего отбывания наказания.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний» на основании заключений территориальных органов ФСИН России подготовлены и направлены в Минюст России около 6,2 тыс. представлений для принятия решений о нежелательности пребывания (проживания) на территории Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, подлежащих освобождению из мест лишения свободы.

В течение 2017 года общая численность осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, снизилась на 24,5 тыс. человек (к 01.01.2017) и на 01.01.2018 составила 495 тыс. чел. (без учета осужденных, содержащихся в воспитательных колониях). В 23 воспитательных колониях содержались 1,4 тыс. несовершеннолетних осужденных.

Численность обвиняемых и подозреваемых граждан в 218 следственных изоляторах[2] и 98 помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, на 01.01.2018 составила 104,3 тыс. человек, что на 3 тыс. человек меньше к 01.01.2017.

В большинстве учреждений УИС обеспечена стабильная и управляемая обстановка, принимались последовательные меры, направленные на укрепление законности и правопорядка в исправительных учреждениях, профилактику правонарушений.

Продолжается совершенствование форм и методов взаимодействия оперативных аппаратов ФСИН России с соответствующими подразделениями МВД России и ФСБ России, осуществляется постоянный обмен оперативной информацией, в результате которого правоохранительным органам оказано содействие в изъятии 257 единиц оружия (в 2016 году – 233 единиц), более 12 тыс. единиц боеприпасов (в 2016 году – 16 тыс. единиц), около 2,5 т взрывчатых веществ (в 2016 году – 567 кг), более 393 кг наркотиков (в 2016 году – 530 кг).

Принято участие в двух этапах межгосударственной оперативно-профилактической операции «Розыск» (15 – 16 марта и 11 – 12 октября 2017 г.), в результате которых установлено местонахождение и задержано около 2,9 тыс. лиц, находящихся в местном, федеральном и международном розыске (в 2016 году – 3,4 тыс. лиц), в том числе 2,3 тыс. лиц, разыскиваемых территориальными органами ФСИН России (в 2016 году – 2,5 тыс. лиц), 478 – подразделениями МВД России (в 2016 году – 657), 74 – правоохранительными органами государств-участников СНГ (в 2016 году – 150), 4 – Интерполом (в 2016 году – 2).

В результате принимаемых мер в исправительных учреждениях и СИЗО количество особо учитываемых преступлений сократилось на 30% (с 73 до 51), в том числе умышленных причинений тяжкого вреда здоровью – на 46% (с 55 до 30).

Уровень особо учитываемых преступлений в следственных изоляторах и исправительных учреждениях в расчете на 1000 человек составил 0,1 при прогнозируемом значении 0,2.

В территориальных органах ФСИН России продолжалась работа по совершенствованию подготовки сил и средств УИС к действиям при возникновении чрезвычайных обстоятельств. В этих целях организованы и проведены 93 тактико-специальных учения (в 2016 году – 97 учений).

В рамках реализации законодательства Российской Федерации в сфере противодействия терроризму и решений Национального антитеррористического комитета подразделения учреждений УИС приняли участие в 129 учениях (в 2016 году – в 97 учениях), проводимых руководителями оперативных штабов в субъектах Российской Федерации, в ходе которых отрабатывались совместные действия подразделений силовых структур по пресечению террористических актов, в том числе и на объектах УИС.

Задача обеспечения надежности охраны подведомственных объектов в основном выполнена. Не допущено побегов спецконтингента из 99,8% учреждений территориальных органов ФСИН России, в том числе из тюрем, исправительных учреждений общего и особого режимов, из-под охраны временных караулов по конвоированию в медицинские организации государственной и муниципальной систем здравоохранения осужденных и заключенных, охраны их в период лечения, а также случаев незаконного оставления психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением лицами, находящимися в них на принудительном лечении.

Благодаря принятым мерам количество побегов с охраняемых объектов УИС по сравнению с 2016 годом снижено в 2,5 раза (с 5 до 2 случаев). Совместными действиями караулов и дежурных смен пресечено 17 покушений на побег из-под охраны и 11 попыток осужденных проникнуть в запретную зону за запрещенными предметами, переброшенными с территории, прилегающей к учреждению (в 2016 году – 15 и 7 соответственно).

Задачи конвоирования осужденных и лиц, заключенных под стражу, по установленным маршрутам конвоирования граждан Российской Федерации и лиц без гражданства на территорию Российской Федерации, а также иностранных граждан и лиц без гражданства в случае их экстрадиции выполнены в полном объеме, при этом были назначены более 53 тыс. караулов, которыми перемещены более 1,3 млн осужденных и лиц, содержащихся под стражей. Как и в 2016 году, личным составом специальных подразделений УИС по конвоированию обеспечена надежная охрана осужденных и лиц, содержащихся под стражей, не допущено побегов конвоируемых лиц и преступлений на службе.

Во исполнение федерального закона от 23.07.2013 № 191-ФЗ «О передаче и принятии Российской Федерацией лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении принудительных мер медицинского характера» обеспечена безопасность при осуществлении приема в Российскую Федерацию из иностранных государств 4 лиц и передачи из Российской Федерации в иностранные государства 10 лиц, страдающих психическими расстройствами (в 2016 году – 5 и 7 соответственно).

В результате применения сил и средств кинологической службы УИС в 2017 году пресечены 3 побега из-под надзора, 1 покушение на побег из-под охраны, 553 попытки переброса (доставки) в учреждения УИС запрещенных предметов (в 2016 году – 264 попытки), в результате которых задержаны 214 нарушителей (в 2016 году – 41 нарушитель).

Обнаружены и изъяты более 148 кг наркотических средств (в 2016 году – более 40,2 кг), в том числе 10,2 кг в учреждениях УИС (в 2016 году – 7,8 кг) и 137,8 кг при проведении совместных мероприятий с подразделениями ФСБ России и МВД России (в 2016 году – 32,4 кг).

В рамках работы по профилактике доставки в учреждения УИС средств мобильной связи с использованием служебных собак изъяты 1254 мобильных телефона (в 2016 году – 601 телефон), 474 SIM-карт (в 2016 году – 542 SIM-карты), 390 зарядных устройств (в 2016 году – 164 устройства).

Продолжалась работа, направленная на дальнейшее укрепление режима отбывания наказания, содержания под стражей, повышение качества надзора за подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными. Количество побегов из-под надзора в исправительных колониях составило 97 случаев (в 2016 году − 90 случаев). При этом в 44 территориальных органах ФСИН России (в 2016 году – в 39 территориальных органах) побегов из-под надзора не допущено.

Вследствие эффективной работы по изоляции злостных нарушителей установленного порядка отбывания наказания от основной массы осужденных из 20,6 тыс. осужденных, признанных злостными нарушителями, изолированно содержатся 92%, 4% нарушителей проходят лечение в медицинских учреждениях.

Повышение эффективности работы по перекрытию каналов поступления в исправительные учреждения и СИЗО запрещенных предметов способствовало снижению количества изъятых на режимных территориях средств связи (на 30,2%), алкогольных напитков промышленного производства (на 57%), что позволило почти в 2 раза сократить количество случаев употребления осужденными алкогольных напитков и иных изделий на спиртовой основе (с 487 в 2016 году до 252 по итогам 2017 года). Количество изъятых на режимных территориях денежных средств увеличилось на 45%, наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов – на 21%.

Количество изъятых запрещенных предметов при попытке осуществить их доставку остается стабильно высоким: изъято 6,7 млн рублей, более 3 тыс. литров спиртных напитков, почти 50 кг наркотических, психотропных веществ или их аналогов, 40,5 тыс. единиц средств связи. За передачу либо попытку передачи осужденным запрещенных предметов задержаны более 6,6 тыс. граждан, что на 15,2% меньше показателя 2016 года.

Продолжаются попытки осужденных противодействовать законным требованиям администрации учреждений УИС. Количество случаев применения насилия в отношении сотрудников исправительных учреждений в связи с осуществлением ими служебной деятельности составляет 174 (в 2016 году – 194), причинен вред здоровью 46 сотрудников (в 2016 году – 41 сотрудника).

В результате проводимой профилактической работы, направленной на предотвращение противоправных действий, в отношении осужденных возбуждены 224 уголовных дела, в том числе за дезорганизацию деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества – 165 дел (в 2016 году – 175 дел), за оскорбление сотрудников УИС – 46 дел (в 2016 году – 79 дел), за применение насилия в отношении представителя власти – 14 дел (в 2016 году – 14 дел).

Продолжается внедрение в служебную деятельность систем биометрической идентификации личности. В настоящее время указанными системами оборудовано 224 исправительных учреждения УИС (25%) и 158 СИЗО (73%).

Количество интегрированных систем безопасности, используемых для надзора за осужденными, возросло на 7% и по состоянию на 01.01.2018 составляет 293 единицы. Количество телевизионных систем видеонаблюдения увеличилось на 7% (с 3202 до 3409), установленных видеокамер – на 14% (с 62296 до 70794).

Сотрудники дежурных смен обеспечены персональными видеорегистраторами, применение которых позволяет повысить эффективность надзора, осуществлять контроль за действиями как осужденных, так и самих сотрудников. В настоящее время в исправительных колониях используются около 12 тыс. комплектов портативных видеорегистраторов, в СИЗО – 4,5 тыс. комплектов.

В течение 2017 года реализован комплекс мероприятий, направленных на приведение деятельности медицинской службы УИС в соответствие с основными концептуальными направлениями развития системы здравоохранения Российской Федерации, совершенствование организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных, в том числе женщин, беременных, инвалидов и несовершеннолетних, а также сотрудников, членов их семей и пенсионеров УИС.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.05.2017 № 598 «О внесении изменений в перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания» утвержден новый перечень заболеваний, препятствующих отбыванию наказания.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 25.02.2009 № Пр-444 о совершенствовании механизма предоставления медицинской помощи осужденным осуществляются мероприятия по оптимизации сети и коечного фонда медицинских организаций УИС. В 2017 году общее количество коек в стационарах медицинских организациях сокращено на 0,7% (с 32,1 до 31,9 тыс. коек).

В настоящее время в структуре медико-санитарных частей функционируют 664 медицинские части, 157 фельдшерских и 56 врачебных здравпунктов, 55 центров медицинской и социальной реабилитации, 73 военно-врачебные комиссии, 73 центра санитарно-эпидемиологического надзора, 144 больницы (в том числе 65 туберкулезных, 5 психиатрических, 8 больниц для оказания медицинской помощи сотрудникам УИС), 13 домов ребенка.

В результате проведенных мероприятий по реализации Государственной стратегии противодействия распространению ВИЧ-инфекции в Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 20.10.2016 № 2203-р, существенно увеличен охват высокоактивной антиретровирусной терапией ВИЧ-инфицированных лиц, содержащихся в учреждениях УИС, и приведен к среднероссийским показателям – 43,9%, или 27,9 тыс. человек.

Как следствие, заболеваемость туберкулезом ВИЧ-инфицированных лиц снизилась на 17,6%, а смертность от туберкулеза, в том числе в сочетании с ВИЧ-инфекцией, снизилась на 36,9% по сравнению с 2016 годом.

Сохраняется благоприятная динамика основных медико-демографических показателей подозреваемых, обвиняемых и осужденных. За отчетный год умерло на 337 человек меньше по сравнению с 2016 годом (3071 и 3408 человек соответственно). Показатель общей смертности в расчете на 100 тыс. человек снизился на 5,8% и составил 502,4 (в 2016 году – 533,3). При этом показатель смертности от заболеваний в расчете на 100 тыс. человек снизился на 6,1% и составил 412,1 (в 2016 году – 438,9). Смертность от туберкулеза снизилась на 34,1% (с 17,4 на 100 тыс. до 11,5), от ВИЧ-инфекции – на 12,1% (с 170,9 до 150,2 на 100 тыс. человек).

Численность больных наркоманией в 2017 году увеличилась с 48,2 тыс. человек до 49,0 тыс. человек, психическими расстройствами снизилась с 51,4 тыс. человек до 49,9 тыс.человек.

Разработан и принят по согласованию с Минздравом России приказ Минюста России от 28.12.2017 № 285 «Об утверждении Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы», в котором отражены вопросы функционирования домов ребенка при исправительных учреждениях, в том числе при колониях-поселениях, подготовленный во исполнение распоряжения ФСИН России от 17.12.2015 № 167-р «О плане мероприятий («дорожная карта») по организации совместного проживания осужденных матерей с детьми в домах ребенка исправительных учреждений». В исправительных учреждениях, на территории которых имеются дома ребенка, созданы административные комиссии по переводу (допуску) на совместное проживание осужденных матерей с детьми.

На ремонт объектов домов ребенка в 2017 году были дополнительно доведены до 10 территориальных органов ФСИН России лимиты бюджетных обязательств в сумме 31085,00 тыс. рублей.

В местах лишения свободы содержатся более 19,7 тыс. инвалидов (I группы – 470, II группы – 8230, III группы – 11071), что на 5,7% меньше аналогичного показателя 2016 года – около 21 тыс. инвалидов (I группы – 583, II группы – 9013, III группы – 11412). Удельный вес инвалидов, обеспеченных техническими средствами реабилитации, составляет 79,42% (в 2016 году – 79,85%). В 2017 году закуплено более 15,1 тыс. технических средств реабилитации инвалидов.

В пенитенциарных учреждениях групповых инфекционных заболеваний и массовых заражений не допущено.

Во исполнение поручения Президента Российской Федерации от 12.06.2014 № Пр-1408 и постановления Правительства Российской Федерации от 17.10.2014 № 1063 «О внесении изменений в приложение к постановлению Правительства Российской Федерации от 24 марта 2007 г. № 176» приказом ФСИН России от 21.11.2014 № 651 «О внесении изменений в штатные расписания территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний» в 81 территориальном органе ФСИН России введены и полностью укомплектованы должности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по организации работы с верующими. Руководством ФСИН России было принято решение о комплектовании должностей помощников лицами, являющимися священнослужителями основных традиционных религиозных конфессий, в зависимости от конфессионального состава осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях УИС.

Для реализации права на свободу совести и вероисповедания ФСИН России продолжила активное сотрудничество с представителями традиционных религиозных конфессий.

В учреждениях УИС функционируют более 640 объектов (зданий, сооружений), используемых для проведения религиозных обрядов и церемоний, в том числе 568 зданий и сооружений, выделяемых для лиц, исповедующих православие, 61 – для лиц, исповедующих ислам, 10 – для лиц, исповедующих буддизм, 3 – для лиц, исповедующих католицизм. Для проведения религиозных обрядов и церемоний подозреваемым, обвиняемым и осужденным предоставлено более 640 помещений.

Велась работа по заключению соглашений о взаимодействии с основными традиционными религиозными конфессиями с учетом положений статьи 14 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации. В настоящее время заключены соглашения о взаимодействии между ФСИН России и Русской православной церковью, а также между ФСИН России и Федерацией еврейских общин России.

В целях реализации избирательных прав граждан, находящихся под стражей, в СИЗО и помещениях, функционирующих в режиме следственных изоляторов, организовано проведение голосования подозреваемых, обвиняемых, а также сотрудников данных учреждений.

В соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» 10.09.2017 в ряде учреждений УИС проведены выборы высших должностных лиц субъектов Российской Федерации, депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, глав муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации и депутатов представительных органов муниципальных образований административных центров (столиц) субъектов Российской Федерации.

Всего в 29 учреждениях УИС содержались более 12 тыс. подозреваемых и обвиняемых, обладающих избирательным правом. Все лица, включенные в списки избирателей, реализовали свое право. Чрезвычайных происшествий в период проведения голосования в учреждениях УИС не допущено.

В соответствии с частью 4 статьи 173 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации администрация исправительных учреждений УИС принимает меры по оформлению паспортов осужденным гражданам Российской Федерации, у которых они отсутствуют или подлежат замене.

По итогам 2017 года в исправительных учреждениях УИС оформлены около 48,2 тыс. паспортов (в 2016 году – 50,2 тыс. паспортов), из них за счет бюджетных средств – около 35,6 тыс. (в 2016 году – 39,7 тыс.), по замене в связи с достижением определенного законодательством Российской Федерации возраста – 15,7 тыс. (в 2016 году – 16,2 тыс.). Доля осужденных, освобожденных из исправительных учреждений без паспортов, в общем числе освобожденных граждан Российской Федерации составила 2,3% (в 2016 году – 2,7%).

С целью реализации законных прав и интересов подозреваемых, обвиняемых и осужденных осуществляется их психологическое сопровождение во всех исправительных учреждениях и СИЗО. Численность психологов составила 3,1 тыс. человек, функционируют 970 психологических лабораторий.

Совершенствуется диагностическая программа «Автоматизированное рабочее место пенитенциарного психолога». Осуществлен переход на ведение электронного документооборота, что значительно сокращает временные затраты и позволяет больше времени уделять практической работе. Доля осужденных, прошедших психодиагностическое обследование, составляет 99,87%, что позволяет своевременно выявлять лиц, склонных к различных видам деструктивного поведения и осуществлять с ними профилактическую работу.

С осужденными проведено около 919 тыс. индивидуальных психокоррекционных мероприятий, 155 тыс. – групповых психокоррекционных мероприятий. Осуществляется исследование социально-психологической обстановки в среде подозреваемых, обвиняемых и осужденных с целью профилактики чрезвычайных происшествий. Проведено около 2,2 тыс. исследований в масштабе учреждений, около 6,9 тыс. – в отрядах и группах.

Результатом указанной работы стало сокращение количества суицидов осужденных в сравнении с 2012 годом на 32%, в сравнении с 2016 годом – на 10%.

С сотрудниками исправительных учреждений УИС и СИЗО обеспечено проведение занятий в системе служебной подготовки по работе с разными категориями подозреваемых, обвиняемых, осужденных.

В 2017 году 48 сотрудников прошли обучение по программе профессиональной переподготовки по направлению «Клиническая психология».

На базе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Министерства здравоохранения Российской Федерации 100 сотрудников психологической службы прошли обучение по программе «Психотерапия и медицинская психология».

В 2017 году пунктом 5 постановления Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 25.07.2017 № 343-СФ «Об особенностях отбывания наказания осужденными женщинами, несовершеннолетними и инвалидами в исправительных учреждениях на территории Российской Федерации» предусмотрено дальнейшее повышение эффективности работы психологических служб учреждений УИС.

Во ФСИН России 28.12.2017 утвержден План мероприятий по повышению эффективности работы психологических служб УИС на период 2018 – 2020 годы.
В территориальные органы ФСИН России для апробации направлена ведомственная программа социально-психологической работы и медицинской реабилитации в отношении лиц, имеющих алкогольную и наркотическую зависимость, содержащихся в СИЗО и исправительных учреждениях УИС.

Организован и проведен Всероссийский конкурс психологов исправительных учреждений УИС на лучшую программу по профилактике распространения криминальной субкультуры среди несовершеннолетних подозреваемых, обвиняемых и осужденных.

Принимались организационно-практические меры, направленные на реализацию отдельных положений Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 – 2017 годы, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 № 761, Концепции развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 № 520-р. Директором ФСИН России 28.12.2017 утвержден План основных мероприятий ФСИН России до 2020 года, проводимых в рамках Десятилетия детства.

В отчетном году проведены конкурсы «Лучший учащийся школы воспитательной колонии уголовно-исполнительной системы» (совместно с благотворительным фондом «Попечитель»), «Лучший учитель школ воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы» (совместно с благотворительным фондом «Попечитель»), Всероссийская спартакиада среди несовершеннолетних осужденных (при участии спортивного общества «Динамо»).

Федеральным законом от 26.07.2017 № 200-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы», закреплены положения, согласно которым лицам, отбывающим наказание в местах лишения свободы, предоставлены дополнительные возможности для свидания с их несовершеннолетними детьми.

Министерством образования и науки Российской Федерации с учетом предложений ФСИН России совершенствуется организация межведомственного взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, предусматривающая использование технологии «единого окна», что позволит более предметно отражать и отслеживать алгоритм работы специалистов с каждым несовершеннолетним, его семьей в соответствии с выявленными проблемами, анализировать работу сотрудников, ответственных за исполнение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, проводить необходимую информационно-консультативную и психологическую помощь детям и их родителям.

В исправительных учреждениях УИС функционируют 283 общеобразовательные организации и 503 их филиала. Всего в 2016/2017 учебном году в общеобразовательных организациях исправительных учреждений УИС обучались более 58,6 тыс. осужденных, из них по итогам учебного года 817 человек получили начальное общее образование, 5,2 тыс. человек – основное общее, около 11 тыс. человек – среднее общее образование.

На начало 2017/2018 учебного года зачислены и обучаются в общеобразовательных организациях более 65 тыс. осужденных, из них около 45 тыс. человек, подлежащих обязательному обучению.

С целью реализации права осужденных к лишению свободы на обучение в образовательных организациях высшего образования в исправительных учреждениях УИС создаются учебные площадки, оснащенные персональной компьютерной техникой, подключенной к информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также периферийными устройствами, необходимыми для дистанционного обучения осужденных, отправки ими электронной почты, в том числе контрольных и проверочных работ. В настоящее время около 900 осужденных к лишению свободы обучаются на договорной основе в образовательных организациях высшего образования.

Система среднего профессионального образования осужденных к лишению свободы представлена 307 федеральными казенными профессиональными образовательными организациями ФСИН России и 392 их структурными подразделениями.

В 2016/2017 учебном году обучение организовано более чем по 200 рабочим профессиям, востребованным как на производстве исправительных учреждений, так и на рынках труда субъектов Российской Федерации. Основными направлениями обучения являются: «Искусство и культура», «Сельское, лесное и рыбное хозяйство», «Электро- и теплоэнергетика», «Машиностроение», «Техника и технологии наземного транспорта», «Информатика и вычислительная техника», «Технология легкой промышленности», «Техника и технология строительства».

По итогам 2016/2017 учебного года число обученных рабочей профессии в профессиональных образовательных организациях ФСИН России и их структурных подразделениях увеличилось на 8,4%, составив 141,9 тыс. осужденных (в 2015/2016 учебном году – 130,9 тыс. осужденных) при контрольной цифре приема (выпуска) осужденных на 2016/2017 учебный год – 110,7 тыс. осужденных.

В целях повышения качества образовательного процесса и оптимизации штатной численности педагогических работников в 2017 году в соответствии с приказами Минюста России от 22.06.2017 № 112 «О реорганизации федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний» и от 19.09.2017 № 172 «О реорганизации федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений Федеральной службы исполнения наказаний» проведена реорганизация в форме присоединения 32 федеральных казенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России, в результате которой создано 10 объединенных профессиональных образовательных учреждений ФСИН России, расположенных в ГУФСИН (УФСИН) России по Камчатскому краю, Астраханской, Владимирской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Магаданской и Тамбовской областям.

Во исполнение положений Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» проведено 10 заседаний Аттестационной комиссии ФСИН России по аттестации педагогических работников образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность по программам общего, среднего профессионального образования и профессионального обучения. По итогам заседаний комиссии 421 педагогическому работнику профессиональных образовательных учреждений ФСИН России установлены квалификационные категории.

В целях исполнения требований законодательства Российской Федерации об обязательном привлечении осужденных к общественно полезному труду созданы и функционируют 595 центров трудовой адаптации осужденных, 72 учебно- и лечебно-производственных мастерских, осуществляющих приносящую доход производственную деятельность с привлечением осужденных к труду.

Объем производства товаров, выполненных работ и оказанных услуг, связанный с привлечением осужденных к труду, за отчетный год составил 32,6 млрд рублей, что на 4,5% больше показателя 2016 года (31,2 млрд рублей). Объем продукции (работ, услуг) для коммерческих структур увеличился на 10,7%, или на 1,4 млрд руб.

За 11 месяцев 2017 года среднесписочная численность осужденных, занятых на оплачиваемых работах непосредственно на производстве, составила 128,8 тыс. человек (за 11 месяцев 2016 года – 133,1 тыс. человек), сократившись на 3,19%, или на 4,2 тыс. человек. Среднесписочная численность осужденных, занятых на работах по хозяйственному обслуживанию учреждений, составила 48,4 тыс. человек (за 11 месяцев 2016 года – 49,4 тыс. человек).

Всего привлекались к оплачиваемому труду 177,3 тыс. осужденных, или 40,1% к среднесписочной численности осужденных, подлежащих привлечению к труду (за 11 месяцев 2016 года – 181,5 тыс. человек, или 39,7%).

Среднедневная заработная плата осужденных (без начислений) составила 229,4 рублей (за 11 месяцев 2016 года – 205,3 рублей). Выполнение норм выработки осужденными составило 67,5% (за 11 месяцев 2016 года – 67,05%).

В целях развития производственно-хозяйственной деятельности в условиях сложившейся экономической ситуации, повышения эффективности трудовой адаптации осужденных и создания для них дополнительных рабочих мест, открытия новых видов производств принимались меры по активизации работы с внешними заказчиками.

Совместно с МВД России, Росгвардией, ФСБ России, ФСО России проработан вопрос на поставку территориальными органами ФСИН России вещевого имущества для нужд вышеуказанных силовых структур. По состоянию на 28.12.2017 заключено 90 государственных контрактов на общую сумму 2694,9 млн рублей, из них 19 контрактов на сумму 779,8 млн рублей с поставкой продукции в первом полугодии 2018 года. В настоящее время в полном объеме выполнен 71 государственный контракт.

Проводилась работа по организации взаимодействия территориальных органов ФСИН России с органами законодательной и исполнительной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных образований по вопросам получения подразделениями УИС мер государственной поддержки. Органам государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии со статьей 10.1 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предоставлено право за счет средств собственных бюджетов оказывать содействие в обеспечении трудовой занятости осужденных, реализации федеральных и региональных программ стабилизации и развития УИС.

В 22 субъектах Российской Федерации успешно решен вопрос снижения ставки налога на прибыль в части, зачисляемой в бюджет субъекта Российской Федерации, что позволило сэкономить исправительным учреждениям с начала года более 17,7 млн рублей.

Кроме того, в 73 субъектах Российской Федерации получен портфель заказов на поставку продукции для региональных и муниципальных нужд на сумму около 822 млн рублей (в 2016 году – 48 субъектов, с объемом заказов 515,5 млн рублей).

Для повышения экономической эффективности труда осужденных и создания дополнительных рабочих мест генеральным директором Государственной корпорации «Ростех» С.В. Чемезовым и директором ФСИН России Г.А. Корниенко 04.06.2017 подписано соглашение о сотрудничестве подведомственных организаций.

В 2017 году исправительными учреждениями принято участие в 1387 выставочных мероприятиях (за 2016 год – в 434 мероприятиях), по результатам участия в которых заключены контракты на общую сумму более 1 млрд рублей (за 2016 год – 629 млн рублей).

Принимались меры по трудоустройству осужденных инвалидов. В течение 2017 года осужденные инвалиды работали на более 2 тыс. рабочих мест, которые соответствовали их трудовым рекомендациям (функциональным возможностям) (в 2016 году – на 1,5 тыс. рабочих мест). Трудоустроены 2,1 тыс. осужденных инвалидов.

В течение 2017 года проводилась работа, направленная на реализацию заданий государственного оборонного заказа и осуществление закупок товаров, выполнение работ, оказание услуг в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, что позволило обеспечить в полном объеме все категории довольствующихся лиц продовольствием, организовать их полноценное питание в соответствии с установленными нормами.

Учитывая снижение выделяемого бюджетного финансирования для обеспечения учреждений ФСИН России имуществом и оборудованием продовольственной службы, проведена работа по эффективному и рациональному распределению бюджетных средств между территориальными органами ФСИН России. Распределение объемов поставки оборудования между внутрисистемными производителями осуществлялось с учетом минимальных затрат на изготовление имущества, оборудования продовольственной службы и транспортных расходов. Уровень обеспеченности учреждений УИС составляет 67% с учетом списания (в 2016 году – 76%).

На приобретение форменного обмундирования для личного состава УИС в рамках государственного оборонного заказа ФСИН России выделено 1,1 млрд рублей, что составило 31,2% от потребности по утвержденным нормам снабжения (в 2016 году – 1,2 млрд рублей, 46,9%).

Для обеспечения осужденных и лиц, содержащихся под стражей, довольствием (закупка, транспортные расходы по доставке, проведение экспертизы изготовленного имущества) выделены 1,46 млрд рублей. Из них на закупку вещевого имущества для осужденных и лиц, содержащихся в СИЗО, выделены 1,39 млрд рублей, что составило 30,6% от потребности (в 2016 году – 1,73 млрд рублей, или 41%).

В 2017 году закуплено и поставлено в подведомственные подразделения 237 единиц транспортных средств (в 2016 году – 470 единиц), что составляет 1,1% утвержденного ФСИН России штата транспортных средств. Обеспеченность транспортными средствами в 2017 году составила 83,2% (в 2016 году – 85%). Обеспеченность горюче-смазочными материалами от доведенного финансирования составила 100%.

За отчетный год мероприятия по инженерно-техническому и информационному обеспечению служебной деятельности ФСИН России были направлены на совершенствование нормативно-правовой базы, оснащение объектов охраны современными интегрированными системами безопасности, повышение сдерживающих свойств инженерных средств охраны, внедрение в деятельность УИС информационных систем, организацию связи.

В рамках исполнения государственного оборонного заказа на 2017 год, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.12.2016 № 1480-58 «О государственном оборонном заказе на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов», и Единого плана по обеспечению учреждений уголовно-исполнительной системы комплексами инженерно-технических средств охраны и надзора (ИТСОН), средствами пожаротушения и противопожарной автоматики на 2017 год и плановый период 2018 – 2019 годов, утвержденного приказом ФСИН России от 06.03.2017 № 160 «Об организации инженерно-технического обеспечения оперативно-служебной деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы», закуплены 52 базовых комплекта интегрированных систем безопасности (в 2016 году – 62 комплекта), 60 комплектов биометрических систем распознавания личности (в 2016 году – 36 комплектов), 26 комплектов наращивания биометрических систем распознавания личности для дооснащения сборно-следственных отделений СИЗО (в 2016 году – 25 комплектов), 11,1 тыс. комплектов технических средств охраны и надзора различного назначения и принципа действия (в 2016 году – 10,2 тыс. комплектов), 7,3 тыс. комплектов армированной колючей ленты «АКЛ-955/20» (в 2016 году – 12,5 тыс. комплектов), 7 подвижных мастерских ИТСОН на базе грузопассажирских автомобилей (в 2016 году – 9 мастерских).

В территориальных органах ФСИН России и учреждениях, непосредственно подчиненных ФСИН России, проводится опытная эксплуатация информационной системы персонифицированного учета и кадрового делопроизводства в учреждениях и органах УИС.

Проводилась работа по выполнению мероприятий, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 603 «О реализации планов (программ) строительства и развития Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов и модернизации оборонно-промышленного комплекса». Оснащение современными образцами вооружения военной и специальной техники доведено до 49%, что соответствует индикаторам, утвержденным 25.09.2012 Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации Д.О. Рогозиным.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 02.07.2013 № 599 «О разработке и реализации государственной программы вооружения» и едиными методическими материалами по разработке проекта государственной программы вооружения, утвержденными Военно-промышленной комиссией при Правительстве Российской Федерации, в Министерство обороны Российской Федерации направлен ежегодный отчет по основным военно-техническим и финансово-экономическим показателям вооружения, военной и специальной техники государственной программы вооружения на 2011 – 2020 годы в части ФСИН России.

Создана и постоянно обновляется с учетом поступившего вооружения система централизованного учета нарезного боевого, служебного и гражданского оружия на территории Российской Федерации и контроля за их оборотом. Посредством системы электронного взаимодействия ФСИН России постоянно осуществляется обмен данными о единицах оружия с другими федеральными органами исполнительной власти.

Осуществлен комплекс мероприятий по повышению эффективности и укреплению законности при исполнении наказаний и мер уголовно-правового характера, не связанных с изоляцией осужденных от общества, организации взаимодействия с органами внутренних дел с целью усиления профилактической работы, созданию условий для функционирования уголовно-исполнительных инспекций, укреплению их материально-технической базы.

В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 81 федеральное казенное учреждение «Уголовно-исполнительная инспекция»[3] и 1348 филиалов, в том числе 619 межмуниципальных.

В 2017 году по учетам УИИ прошли более 989,2 тыс. человек (в 2016 году – 871,8 тыс. человек), из них несовершеннолетних – более 18,1 тыс. человек (в 2016 году – 19,9 тыс. человек).

По состоянию на 01.01.2018 на учете УИИ состояли около 503,9 тыс. человек (на 01.01.2017 – 423,1 тыс. человек), из них несовершеннолетних – 5,9 тыс. человек (на 01.01.2017 – 6,3 тыс. человек).

В 2017 году особое внимание уделялось исполнению нового вида наказания – принудительных работ и созданию исправительных центров[4]. Изданы распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.11.2017 № 2522-р, 3 приказа Минюста России и 5 приказов ФСИН России, направленных на организацию исполнения наказания в виде принудительных работ и создание ИЦ.

23.06.2017 утвержден План организационно-практических мероприятий ФСИН России, направленных на создание системы ИЦ к 2019 году. В 2017 году создано 4 ИЦ, а также 8 изолированных участков, функционирующих как исправительные центры, при исправительных учреждениях[5]. В настоящее время на территории Российской Федерации функционируют 8 ИЦ и 15 УФИЦ.

Общий лимит наполнения указанных учреждений составляет 1 896 осужденных. По состоянию на 01.01.2018 в ИЦ (УФИЦ) поступили 630 судебных решений о назначении наказания в виде принудительных работ, на учете состояли 375 осужденных.

В отношении нарушителей порядка отбывания наказания применялись предупредительно-профилактические меры: испытательный срок продлен 103,6 тыс., или 21,06%, условно осужденным (в 2016 году – 109,5 тыс. осужденных, или 23,89%), дополнительные обязанности возложены на 82,7 тыс., или 16,81%, условно осужденных (в 2016 году – 88,6 тыс. осужденных, или 19,32%); дополнительные ограничения установлены 14,2 тыс., или 19,70%, осужденным к ограничению свободы (в 2016 году – 12,3 тыс. осужденным, или 24,95%); произведены замены наказаний более строгим видом наказания, отмены условного осуждения, отсрочки отбывания наказания, меры пресечения в виде домашнего ареста, в отношении 57,6 тыс., или 6,68% человек (в 2016 году – 59,2 тыс. человек, или 7,38%).

В 2017 году оборудование системы электронного мониторинга подконтрольных лиц[6] применялось в отношении около 7,6 тыс. осужденных к ограничению свободы и 17,3 тыс. лиц, находившихся под домашним арестом.

При помощи СЭМПЛ выявлено более 2 тыс. нарушений режима отбывания наказания в виде ограничения свободы и 2,6 тыс. нарушений условий домашнего ареста. На основании полученных данных по представлениям УИИ 740 осужденным к ограничению свободы судами наказание заменено более строгим, 1,2 тыс. осужденных дополнены ограничения. В отношении около 1,1 тыс. подозреваемых (обвиняемых) принято решение об изменении меры пресечения.

При содействии УИИ социальная помощь оказана около 172 тыс. осужденных к наказаниям без изоляции от общества, нуждающихся в ее получении (91%),
из них 9,4 тыс. (97%) – несовершеннолетние.

По вопросам оказания социальной помощи осужденным без изоляции от общества организовано взаимодействие УИИ с 1513 общественными объединениями (организациями), 614 социально-реабилитационными центрами. Налажено сотрудничество с 973 добровольными народными дружинами, 275 казачьими объединениями. Заключено 23 соглашения о взаимодействии с региональными центрами Ассоциации волонтерских центров и отделениями Национальной родительской ассоциации.

Гарантии обеспечения надлежащих условий содержания под стражей и отбывания наказании в учреждениях УИС установлены Федеральным законом от 10.06.2008 № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания».

В субъектах Российской Федерации созданы и продолжают успешно функционировать Общественные наблюдательные комиссии[7], членам которых предоставлено право посещать учреждения, исполняющие наказание, и СИЗО без специального разрешения и осуществлять контроль за обеспечением прав содержащихся в них лиц.

В настоящее время в 83 субъектах Российской Федерации функционируют ОНК с общей численностью членов более 1,1 тыс. человек.

По итогам 2017 года члены региональных ОНК посетили учреждения УИС более 3,3 тыс. раз (в 2016 году – более 3,6 тыс. раз). При этом 632 посещения (в 2016 году – 726 посещений) было осуществлено совместно с членами общественных советов при территориальных органах ФСИН России.

В рамках взаимодействия с Советом при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека оказывается содействие в посещении его членами территориальных органов ФСИН России.

В 2017 году в адрес ФСИН России поступило более 36,5 тыс. обращений граждан, включая осужденных и лиц, содержащихся под стражей (в 2016 году – более 35,6 тыс. обращений), в том числе из Администрации Президента Российской Федерации – 6,9 тыс. (в 2016 году – 6,9 тыс.); из Аппарата Правительства Российской Федерации – 494 (в 2016 году – 427); из Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – 421 (в 2016 году – 459); из Генеральной прокуратуры Российской Федерации – около 2,5 тыс. (в 2016 году – 2,4 тыс.); из Минюста России – более 1,5 тыс. (в 2016 году – около 1,5 тыс.); из Аппарата Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – 306 (в 2016 году – 197); от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации – 52 (в 2016 году – 17).

Количество обращений, поступивших в форме электронного документа с использованием официального сайта ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», увеличилось незначительно – до 9,15 тыс. (в 2016 году – 9,08 тыс.).

Основной тематикой поступающих обращений являлись перевод осужденных в исправительные учреждения ближе к месту проживания родственников – 7,7 тыс. (в 2016 году – 7,3 тыс.), перевод осужденных в другие исправительные учреждения в целях обеспечения личной безопасности – 1,4 тыс. (в 2016 году – 1,3), неудовлетворительное медицинское обеспечение – около 5 тыс. (в 2016 году – 4,7 тыс.), жилищные вопросы сотрудников – 4,5 тыс. (в 2016 году – 4 тыс.), нарушение законности сотрудниками – 715 (в 2016 году – 909).

В 2017 году проведено 222 документальных ревизии (проверки) финансово-хозяйственной деятельности, в том числе 79 ревизий финансово-хозяйственной деятельности учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов ФСИН России, федеральных государственных унитарных предприятий ФСИН России, 39 ревизий финансово-хозяйственной деятельности оперативно-технических и поисковых подразделений, 40 ревизий расходования денежных средств, выделенных на оперативно-розыскную деятельность оперативных служб учреждений и органов УИС, 18 проверок ведомственного контроля в сфере закупок, 24 аудиторские проверки, 22 внеплановые проверки отдельных вопросов финансово-хозяйственной деятельности, в том числе 7 аудиторских проверок.

По материалам подразделений собственной безопасности ФСИН России выявлено 431 преступление коррупционной направленности (в 2016 году – 452 преступления).

В рамках реализации решений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, а также указаний Минюста России осуществлялась работа по совершенствованию организационно-штатного построения центрального аппарата Федеральной службы исполнения наказаний, аппаратов ее территориальных органов, иных учреждений и органов УИС.

Продолжалась работа по обеспечению штатной численностью вводимых в эксплуатацию объектов строительства. Реализовано 17 приказов ФСИН России об утверждении штатных расписаний и внесении изменений в штатные расписания исправительных учреждений и СИЗО. Для обеспечения новых объектов выделено и перераспределено 1057 единиц начальствующего состава и 105 единиц гражданского персонала.

Разработан и утвержден приказ Минюста России от 13.02.2017 № 13 «О внесении изменений в перечень должностей среднего и старшего начальствующего составов, замещаемых сотрудниками уголовно-исполнительной системы в медико-санитарных частях Федеральной службы исполнения наказаний, и соответствующих этим должностям специальных званий, утвержденный приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 07.12.2010 № 383», которым повышены предельные специальные звания отдельных категорий должностей начальствующего состава медико-санитарных частей ФСИН России.

В целях совершенствования организационно-штатной структуры УИИ разработан и утвержден приказ ФСИН России от 11.01.2017 № 3 «Об утверждении типовых структуры и штатного расписания уголовно-исполнительной инспекции».

Всего в целях оптимизации организационно-штатного построения учреждений и органов УИС подготовлены и реализованы 2 приказа Минюста России и 594 приказа ФСИН России по вопросам внесения изменений в штатные расписания центрального аппарата ФСИН России, учреждений, непосредственно подчиненных ФСИН России, территориальных органов и подведомственных им учреждений.

Проведенные мероприятия позволили удовлетворить потребность в минимально необходимой штатной численности всех функционирующих учреждений и органов, обеспечить денежным содержанием сотрудников УИС в полном объеме в течение всего отчетного года.

Штатная численность персонала УИС, финансируемая за счет средств федерального бюджета, составила 295 967 единиц (в 2016 году – 295 967 единиц), из которых начальствующего состава – 225 284 единицы (в 2016 году – 225 284 единицы), в том числе переменный состав учебных организаций – 5 910 единиц (в 2016 году – 5 910 единиц). Государственных гражданских служащих, рабочих и служащих – 70 683 единицы (в 2016 году – 70 683 единицы).

В отчетном году на службу в УИС приняты 29,2 тыс. человек, в том числе 17,8 тыс. человек на должности начальствующего состава (в 2016 году – 16,7 тыс. человек), уволены 31,4 тыс. человек, в том числе 19,2 тыс. сотрудников (в 2016 году – 18,4 тыс. сотрудников). Из числа уволенных сотрудников по собственному желанию – 5,1 тыс. человек (в 2016 году – 4,9 тыс. человек), по отрицательным основаниям – 215 человек (в 2016 году – 522 человека).

Всего вакантно 27,1 тыс. должностей, что составляет 9,1% от штатной численности персонала УИС, в том числе 17,4 тыс. должностей начальствующего состава, или 7,7% от штатной численности сотрудников учреждений и органов УИС (в 2016 году –16,6 тыс., или 7,3%).

В 2017 году осуществлялась работа по организации подготовки квалифицированных специалистов для учреждений и органов УИС и комплектованию переменным составом образовательных организаций высшего образования ФСИН России, организован и проведен набор курсантов, слушателей и адъюнктов в образовательные организации высшего образования ФСИН России. По итогам набора на обучение зачислены 1,3 тыс. человек (в 2016 году – 1,2 тыс. человек) и 32 адъюнкта (в 2016 году – 41 адъюнкт).

В соответствии с планом первоначальной подготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификации работников УИС, утвержденным приказом ФСИН России от 12.12.2016 № 1047, в 2017 году обучены 24,2 тыс. человек (в 2016 году – 20,2 тыс. человек), в том числе по программам профессионального обучения – 870 человек, первоначальной подготовки – 10,8 тыс. человек (в 2016 году – 7,1 тыс. человек), профессиональной переподготовки – 353 человек (в 2016 году – 852 человека), повышения квалификации – 12,2 тыс. человек (в 2016 году – 12,1 тыс. человек).

Совместно с Департаментом государственной службы и кадров Минюста России организована и проведена олимпиада обучающихся в федеральных государственных образовательных организациях Минюста России и ФСИН России. Распоряжением Минюста России от 15.05.2016 № 616-р «Об итогах олимпиады в федеральных государственных образовательных организациях Министерства юстиции Российской Федерации» победителями и призерами олимпиады в 8 номинациях объявлены 20 курсантов образовательных организаций высшего образования ФСИН России.

Приказом Минобрнауки России от 29.08.2017 № 859 назначены стипендии Президента Российской Федерации 2 курсантам, 3 курсантам – стипендии Правительства Российской Федерации. Приказом Минюста России от 08.08.2017 № 138 «О назначении стипендий имени Г.Р. Державина для студентов и курсантов федеральных государственных образовательных организаций Министерства юстиции Российской Федерации и Федеральной службы исполнения наказаний на 2017/2018 учебный год» назначены стипендии имени Г.Р. Державина 16 курсантам, приказом ФСИН России от 04.08.2016 № 623 назначены именные стипендии 15 курсантам образовательных организаций высшего образования ФСИН России.

Воспитательная работа с личным составом учреждений и органов УИС была направлена на формирование и развитие у работников высоких качеств гражданина, патриота и профессионала.

В рамках организации международного сотрудничества проведены 82 мероприятия международного характера: 46 приемов иностранных делегаций, 36 выездов сотрудников УИС в служебные командировки за пределы Российской Федерации.

Всего в 2017 году сотрудничество велось с пенитенциарными службами 26 государств (в 2016 году – 22 государств): Австрия, Азербайджан, Ангола, Армения, Беларусь, Бельгия, Великобритания, Вьетнам, Германия, Индонезия, Италия, Казахстан, Канада, Киргизия, Китай, Корея, Куба, Молдова, Монголия, Норвегия, Словакия, Таджикистан, Финляндия, Франция, Швейцария, Япония, а также с такими международными организациями, как: Организация Объединенных Наций (ООН), Международная тюремная реформа (WPB), Международная ассоциация исправительных учреждений (ICPA), Глобальный Контртеррористический Форум (GCTF), Совет Европы (СЕ), Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (OSCE), Европейская организация тюрем и служб пробации (EuroPris), Содружество Независимых Государств (СНГ), Совет руководителей пенитенциарных служб государств – участников
Содружества Независимых Государств (СРПС СНГ), Антитеррористический центр государств – участников Содружества Независимых Государств (АТЦ СНГ).

Проводилась работа, направленная на информирование общественности о деятельности пенитенциарной системы, освещение мер, направленных на обеспечение надлежащих условий содержания подозреваемых, обвиняемых и осужденных, повышение престижа службы в УИС, противодействие дискредитации ее деятельности. ФСИН России организовано и проведено 2 пресс-конференции, 21 интервью, 2 пресс-тура, 5 круглых столов, 6 дней открытых дверей. Представителями средств массовой информации подготовлено более 380 материалов для периодических изданий и информационных агентств, около 300 телесюжетов и репортажей о деятельности учреждений и органов УИС.

В рамках работы по организации взаимодействия со средствами массовой информации по инициативе пресс-служб территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России с участием средств массовой информации были проведены 15,2 тыс. PR-мероприятий, из которых 127 пресс-конференций, 685 круглых столов, 634 брифинга, 3 тыс. интервью, 854 дня открытых дверей, 9,9 тыс. мероприятий, в числе которых акции, флешмобы, культурно-массовые, спортивные и просветительские мероприятия. В средствах массовой информации размещено 24,2 тыс. материалов: в печати и на сайтах интернет-агентств – 15,3 тыс., на радио – 4 тыс., на телевидении – 4,9 тыс. Проведено 2 тыс. мероприятий, связанных с посещением учреждений УИС.

На официальном сайте ФСИН России в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» размещено более 1,9 тыс. новостных материалов о событиях, связанных с деятельностью УИС. На сайтах территориальных органов и образовательных организаций ФСИН России, сайтах региональных информагенств размещено 67,5 тыс. материалов, касающихся деятельности УИС. Официальный сайт ФСИН России в 2017 году посетили 6,5 млн человек.

В 2018 году Минюст России и ФСИН России на основе анализа недостатков, имевших место в 2017 году, продолжат последовательное выполнение работы по их устранению и повышению эффективности деятельности учреждений и органов УИС, в том числе посредством внедрения современных технологий и использования инновационных разработок, усиления надежности охраны СИЗО и исправительных учреждений, обеспечения личной безопасности персонала, граждан и осужденных.

Приоритетными задачами ФСИН России на 2018 год останутся:
повышение уровня эффективности управления УИС и ее устойчивое функционирование с учетом экономии финансовых средств и оптимизации численности личного состава;
модернизация и оптимизация системы охраны исправительных учреждений и СИЗО, укрепление материальной базы СИЗО, исправительных учреждений, УИИ;
осуществление раздельного содержания осужденных с учетом их криминологических характеристик и в зависимости от тяжести совершенного преступления;
проведение воспитательной работы, организация образовательного процесса и трудовой занятости осужденных;
организация деятельности по оказанию осужденным помощи в социальной адаптации;
совершенствование системы организации медико-санитарного обеспечения подозреваемых, обвиняемых и осужденных;
укрепление законности и правопорядка при исполнении наказаний без изоляции от общества, профилактика правонарушений;
внедрение современных технологий и технических средств в практику исполнения наказаний, формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры;
обеспечение необходимого уровня социальной защиты работников УИС;
совершенствование ведомственного контроля за деятельностью органов и учреждений УИС, усиление ее подконтрольности институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в решении задач, стоящих перед УИС, обеспечение гласности;
развитие международного сотрудничества с пенитенциарными службами иностранных государств, межгосударственными (межправительственными) и неправительственными организациями.

_________________________________________

[1] Далее – УИС

[2] Далее – СИЗО, изоляторы

[3] Далее – ПФРСИ

[4] Далее - ИК

[5] Далее – УИИ

[6] Далее - СЭМПЛ

[7] Далее – ОНК


Основание: Приказ Минюста России от 29.03.2018 № 59

Дата последнего обновления: 19.06.2018 16:30
Розыск осужденных
Всемирный день борьбы со спидом

архив новостей

« Декабрь
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 30 1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
31 1 2 3 4 5 6
2018 2017 2016  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Телефон справочной службы (495)982-18-81