Главная Новости

Почти половину заключенных в тюрьму привел алкоголь, - отмечает замдиректора ФСИН России Алексей Величко

Почти половину заключенных в тюрьму привел алкоголь, - отмечает замдиректора ФСИН России Алексей Величко
16.05.2011

Об итогах недавно проведенной переписи осужденных в российских колониях и о том, какие шаги в реформировании системы исполнения наказаний планируются в этом году, в интервью обозревателю ИТАР-ТАСС Александру Шашкову рассказал заместитель директора Федеральной службы исполнения наказаний /ФСИН/ России Алексей Величко.

- Алексей Михайлович, как известно, в России одномоментно отбывают наказание в колониях порядка 600 тысяч человек и еще около 200 тысяч содержатся в СИЗО. Недавно прошла всероссийская перепись осужденных. Что она из себя представляет и каковы её результаты?

- Собственно, перепись - это своего рода социологическое исследование, которое позволяет определить тенденции, которые есть в недрах нашей системы, определить перспективы и наиболее острые, рэперные точки. К сожалению, ранее перепись проводилась довольно редко. Директор ФСИН России принял решение, во-первых, провести перепись уже в этом году и она была проведена, и во-вторых, по некоторым наиболее проблемным регионам она будет проводиться раз в полгода. Мы получим возможность делать социологический сканер каждые полгода по интересующим нас вопросам.

Причем переписи будут подвергнуты не только осужденные, но и сотрудники учреждений, и это позволит нам оценить в том числе и эффективность новой системы управления учреждениями.

Итоги переписи позволяют нам видеть, что собой представляет наш спецконтингент, как меняется криминологическая составляющая преступности.

Картина не очень утешительная. Как показала перепись, подавляющее большинство /порядка 80 проц/ осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы - это мужчины в возрасте от 29 до 40 лет.

К сожалению, следует признать, что более 50 проц преступлений, за которые они отбывают наказание, были совершены в состоянии алкогольного опьянения, 11 проц - в состоянии наркотического опьянения. Из осужденных почти 60 проц - это люди, которые не имеют семьи, - и еще 20 проц - те, кто после приговора утрачивают связь с семьей.

75 проц осужденных мужчин имеют среднее образование, но при этом почти 10 проц - это люди, которые либо вообще не умеют читать и писать, то есть безграмотные /таких порядка 4 проц/, либо /около 6 проц/ - те, кто не закончил даже начальной школы - первых трех классов.

Теперь уже, как говорили раньше - не сажают за мешок картошки. Сегодня мы сталкиваемся с новой криминальной волной. Более 60 проц осужденных - это люди, которые два и более раз отбывали наказание. Почти 75 проц преступлений, за которые люди оказываются в местах лишения свободы - тяжкие и особо тяжкие. Это убийства, причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть, грабеж, разбой и преступления, связанные с наркотиками. Такие виды преступлений как кражи и мошенничества, за которые ранее больше всего отбывали наказания, ушли на шестую и седьмую позиции.

Почти 45 проц осужденных болеют социально значимыми заболеваниями: туберкулез, вич-инфицированные, психические расстройства, половые заболевания.

Что касается осужденных женщин - там картина тоже не оптимистична. Со времени предыдущей переписи, прошедшей 10 лет назад, число осужденных женщин стало почти в 1,5 раза больше - на сегодня отбывают наказание около 60 тысяч. Там также превалируют тяжкие и особо тяжкие преступления. На первом месте - незаконный оборот наркотиков, затем убийства и причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее смерть. Причем, как правило, это преступления на бытовой почве.

После декриминализации ряда статей Уголовного кодекса качественный состав осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, ухудшился. Все-таки, экономические преступления совершают более-менее интеллектуально развитые люди, они потенциально быстрее выходят на свободу либо к ним применяют виды наказаний, не связанные с лишением свободы.

- Как с трудоустройством осужденных?

- Как и следовало ожидать, не очень хорошо. Потому что старая система ГУЛАГа, которая была основана на госзаказе, канула в Лету больше 20 лет назад и с тех пор у нас колонии буквально выживали. Процент трудоустроенности осужденных на оплачиваемую работу очень низкий - от 23 до 27 проц. Средняя зарплата осужденного варьируется от 1,5 до 8 тысяч рублей в месяц, хотя есть и исключения. Например, в Красноярском крае в одной из колоний-поселений у осужденных зарплата доходит до 40 тысяч рублей - они работают на строительстве ГЭС. Но это едва ли не единичный случай по стране. В основной массе - это низкооплачиваемая работа: пошивочное производство, столярка, ремонт автотранспорта.

При этом, как показало исследование, осужденные вовсе не стремятся трудоустраиваться на работу. Хотя пока об этом нельзя утверждать категорично, но есть некие признаки. Выйдя на свободу, они как правило не устраиваются на работу даже в тех случаях, когда есть такая возможность. Вот пример одного из регионов - я не буду его называть: в минувшем году в центр трудоустройства обратилось 27 человек, освободившихся из мест лишения свободы, При этом в регионе отбывают наказание около 10 тысяч человек, порядка трети из них ежегодно выходят на свободу.

Это говорит о том, что в последние годы у нас отсутствовала внятная уголовная политика, которая бы заключала в себя не только общие принципы наказания, но и способы ресоциализации осужденного и системные принципы взаимодействия с местными органами власти.

Поэтому хотелось бы, чтобы те принципы, которые заложены в концепции реформы уголовно-исполнительной системы, включая и систему ресоциализации осужденных, реализовались в полной мере.

- Сколько в среднем по стране отбывают наказание осужденные к лишению свободы?

- В среднем - около 5-7 лет. Это связано не только с тяжестью содеянного, но и, наверное, с механизмом применения условно-досрочного освобождения. До последнего времени суды как правило отказывали в условно-досрочном освобождении. Представим себе - осужденный, допустим, на 7 лет лишения свободы имеет право по отбытию 4 лет на УДО. 4 года он едва ли работал в колонии - если работал, то, как правило, не по специальности. В браке либо не состоял, либо брак был расторгнут. То есть у него нет никаких полезных социальных связей. Через четыре года ему выходить - но он уже человек надломленный. Мир встречает его агрессивно, работы нет, постоянного места жительства тоже нет. И он вновь возвращается к нам, потому что ему зачастую деваться некуда. Директор ФСИН России поручил нам подготовить изменения в уголовное законодательство, чтобы УДО могло возникать в двух случаях - если человек активно ресоциализируется в колонии, восстанавливая социальные связи, и есть твердое убеждение, что выйдя на свободу, он не пропадет. Если такого нет, предлагается перед решением вопроса об УДО направить его в колонию-поселение, где фактически он может жить обычной жизнью, то есть адаптироваться к нормальной свободной жизни, может подыскать себе работу и даже супругу. Мы направили эти предложения в Министерство юстиции для того, чтобы с обсудить их на межведомственной рабочей группе с нашими коллегами из Верховного суда, Генеральной прокуратуры, Главного правового управления президента РФ.

- А как ситуация с несовершеннолетними осужденными?

- Количество несовершеннолетних в местах лишения свободы - воспитательных колониях - невелико. Но не потому, что у нас что-то вдруг резко изменилось в стране. В большей степени это обусловлено демографическим провалом начала 1990-х. Что будет через 5 или 10 лет - остается только гадать.

Есть определенная проблема - суды в основном не делают по большому счету различия между взрослым преступником и несовершеннолетним. Есть статья, есть санкция, которой и определяется срок наказания. Сейчас несовершеннолетний может пробыть в воспитательной колонии до достижения 19 лет, затем он должен перейти во взрослую. И тут начинается проблема - как правило, несовершеннолетний кардинально меняет линию поведения, начинает целенаправленно нарушать правила внутреннего распорядка - зарабатывать себе "очки" для взрослой колонии. Три года назад несовершеннолетние могли оставаться в воспитательной колонии до 21 года, но после известных событий в Жигулевской колонии этот возраст, на мой взгляд, несколько опрометчиво уменьшили на 2 года. Ведь если подросток законопослушен и не стремится вновь попасть в тюрьму, зачем его переводить во взрослую колонию, где совершенно другая идеология, где он попадает под влияние "наставника" и из него готовят нового "бойца" преступного мира? Если несовершеннолетний не является злостным нарушителем, наверное, он должен отбыть срок до конца в воспитательной колонии. Пусть даже до 24 лет.

- Какие еще шаги ожидаются по итогам социсследований?

- В первую очередь, мы хотим уйти от отрядной системы содержания осужденных. Она никуда не годится. Это была давняя идея Льва Давыдовича Троцкого - создать трудовую армию заключенных. И представьте: 100-160 человек проживают в одном общежитии. Скученность, люди совершено разные и по возрастам, и по линии поведения, и по биографии. Почти 30 проц из них больны. И все они пребывают вместе. Здесь присутствует постоянная явная или скрытая агрессия. И человек в таких условиях быстрее ломается, потому что просто нереально одному противостоять коллективу из 100 человек.

Утвержденная концепция реформирования УИС предлагает переход от этого наследия к тюремному камерному содержанию - по 4-6 человек в одной камере. Во-первых, сразу разрываются некие негативные связи между лицами, принадлежащими к профессиональной преступной среде. Во-вторых, гораздо проще осуществлять надзор. Да и камеры на 6 человек - это не общежитие на 160 человек. Кстати, в европейских странах никогда не уходили на отрядную систему, там всю жизнь была идея тюремного содержания.

По поручению директора ФСИН мы опробуем такую систему. Для этого выбрано 7 учреждений, где мы попытаемся уйти от отрядной системы и перейти на кубриковое содержание осужденных. Там будет разный режим содержания - соответствующий тому, что предлагается создать в ходе реформы - некие аналоги тюрьмы особого режима, усиленного режима, общего режима, колонии-поселения с обычным наблюдением и с усиленным наблюдением, колонии для женщин и воспитательной колонии. Соответственно, будет меняться и система управления учреждением, правила надзора, правила внутреннего распорядка. Мы попытаемся соединить все это с системой "социального лифта".

Это для нас приоритетная задача этого и будущего года, потому что с 2013 года в соответствии с концепцией развития УИС мы должны начать переход на тюремную систему. В этих семи колониях мы планируем начать работать по новой системе уже с сентября этого года.

- А изучалось ли мнение самих осужденных в связи с предстоящей реформой?

- В массе своей осужденные приветствуют реформу, если им разъясняют, что их ждет впереди, в том числе систему "социального лифта", когда они смогут при законопослушном поведении улучшать условия содержания, и наоборот. Они солидарны с тем, что эта реформа пойдет им на пользу, поскольку у них возникает право выбора, который в значительной степени будет зависеть от них самих, а не от постороннего человека. И мы надеемся, что мы на правильном пути.

- Что еще изменится с переходом от колоний к тюрьмам различного вида режимов?

- Безусловно, наше штатное расписание. В известной степени в течение последних 20 лет предпринимались попытки скопировать положительные европейские аналоги, но в силу определенных причин они не были доведены до конца. Например, были введены должности воспитателя, психолога и социального работника. Но какой резон в деятельности психолога, если у него реальная нагрузка - 360-460 осужденных? Другое дело, когда нагрузка - порядка 60 осужденных. За счет перехода от отрядной системы, реформирования системы охраны наших учреждений, большего внедрения технических устройств мы предполагаем качественно изменить и штатное расписание, сделав упор как раз на увеличении числа воспитателей, социальных работников и психологов.

И второй сегмент - это тесное взаимодействие с представителями религиозных конфессий. Как только в колонии появляется священник и работает там постоянно, ситуация качественно меняется. Он снимает столько проблем для самого же осужденного - уходит агрессия, появляется позитивная внутренняя мотивация.

Источник

Возврат к списку

Поделиться:
 
Дата последнего обновления: 21.12.2011 13:32
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе