Главная Новости

Сегодня сотрудники уголовно-исполнительной системы Российской Федерации отмечают двойной праздник – 140-летие со дня образования ведомства и День работника УИС

12.03.2019

Дореформенный период исполнения наказаний

В Российском государстве практика наказания преступников заключением в порубы (погреба, остроги, подземелья, ямы), сопровождавшимся заковыванием в кандалы, появилась довольно рано. Такого рода заключение, выступавшее в основном в качестве превентивной меры, было известно еще в Древней Руси. Уже в XVI веке тюремное заключение как вид наказания впервые предусматривалось в 21 из 100 статей Судебника 1550 г. и было сопряжено с другими наказаниями (торговой казнью, битьем кнутом или пыткой).

Соборное уложение 1649 г. предусматривало тюремное заключение уже в 40 статьях, конкретизировав сроки тюремного заключения (бессрочное, пожизненное, на неопределенный и определенный срок − от одного дня до четырех лет). По большей части тюремное заключение соединялось с наказанием кнутом, батогами, имущественным взысканием и изувечивающими наказаниями, по отбытии заключения следовала ссылка. Основными целями тюремного заключения были изоляция преступников, пресечение их преступной деятельности и устрашение.

Устройство тюрем отличалось крайним несовершенством. Тюрьмы были немногочисленны, в одной и той же тюрьме помещались обвиненные в самых разнообразных преступлениях, без различия пола и возраста. Характерной чертой тюрем было их переполнение. Надзор за заключенными был крайне слабый, о чем свидетельствовали частые побеги. Режим отбывания наказаний еще не был законодательно определен, и осужденные сами вели свое хозяйство, охраняли и поддерживали необходимый порядок, который выражался в создании «тюремной общины» с выборным старостой во главе. Преобладающей к началу XVIII в. была система общего заключения. Одиночное заключение являлось исключением. Материально-бытовые условия содержания заключенных были тяжелыми: холод, грязь, переполнение тюрем. Государство не отпускало средств на содержание заключенных. Основным источником их существования были собственные средства и милостыня, кроме того, они платили за свое содержание («пожелезное») приставу. Только с 1662 г. вводится «государственное жалование» или «кормовые деньги» в тюремных учреждениях, но сбор подаяния оставался ввиду его недостаточности.

До XVIII века закон не предусматривал возможность привлечения арестантов к труду. Труд не являлся ни средством перевоспитания, ни средством существования. Однако некоторым заключенным разрешалось работать в тюрьме и у частных лиц, а также заниматься огородничеством на территории тюрьмы, чтобы разнообразить свой рацион. Широко использовать труд заключенных стали по Артикулу Воинскому 1715 г.

Единого типа места заключения не было, и для его обозначения применялись различные термины: тюрьма, темница, съезжий двор, колодничья изба, острог, тюремный замок. В дальнейшем появляются политические тюрьмы (1703, 1723 гг.), работные и смирительные дома (1775 г.), арестантские роты (1823 г.).

Уже с конца XVI в. возникает такой вид наказания, как ссылка (1586 г.), а впоследствии появляются ее разновидности: ссылка на поселение (1719 г.), ссылка в посад (1736 г.), ссылка в каторжные работы и на житье (1753 г.). С принятием Устава о ссыльных 1822 г. ссылка окончательно сформировалась и разделялась на два вида: ссылка в каторжные работы и ссылка на поселение. Поселения предусматривались двух родов: приселение к деревням старожилов и заведение новых поселений за счет казны. Основными проблемами исполнения этого вида наказания были отсутствие достаточного количества рабочих мест, ухудшение надзора за ссыльными, высокий уровень преступности среди ссыльных (до 70 %), носившей в основном насильственный характер.

Изданный в 1832 г. «Свод учреждений и уставов о содержащихся под стражею и о ссыльных» устанавливал три группы общеуголовных мест лишения свободы: помещения «на съезжих дворах, при управе благочиния, при присутствии полиции, при городническом правлении»; тюремные замки или остроги в губернских городах; смирительные и работные дома. Свод подробно регулировал вопросы исполнения и отбывания тюремного заключения, нормативно закреплял право заключенных снабжаться одеждой и обувью, а также питаться за счет казны. Размещение арестантов зависело (помимо пола и возраста) от сословной принадлежности, а также от «важности» преступления. Арестантам разрешалось заниматься кустарным производством и работами по нарядам тюрьмы.

До 1879 года управление местами заключения в Российской империи находилось в ведении Департамента исполнительной полиции Министерства внутренних дел. Управление тюрьмами составляло только часть обязанностей департамента, поэтому места лишения свободы не получали требуемого внимания. Циркуляры Департамента исполнительной полиции в основном касались лишь отдельных мест заключения. Расположение мест лишения свободы по всей огромной территории страны при отсутствии быстрого и недорогого сообщения между отдельными регионами значительно затрудняло их руководство и контроль. Единое управление деятельности тюрем практически отсутствовало.

Главное тюремное управление (1879 – февраль 1917 гг.)

Главное тюремное управление как высший контролирующий и распорядительный орган в составе Министерства внутренних дел, в компетенцию которого входило центральное руководство тюремной системой Российской империи, было учреждено Законом от 27 февраля 1879 г. № 59360. Именно с образования центрального органа управления формирование системы было завершено и все учреждения гражданского ведомства, исполняющие наказания, были объединены в единую государственную тюремную систему.

В этот период в подчинении Главного тюремного управления находились 767 мест заключения (губернские и уездные тюремные замки; уголовные, каторжные, исправительные, пересыльные и следственные тюрьмы; смирительные, полицейские и арестные дома; дома предварительного заключения; исправительные арестантские отделения; места заключения Восточной Сибири и места работы ссыльнокаторжных). Общее число заключенных составляло 87 704 человека.

Первым начальником Главного тюремного управления стал известный пенитенциарист-реформатор Михаил Николаевич Галкин-Враской, занимавший эту должность с 23 апреля 1879 г. по 28 февраля 1896 г.

Штатный состав ГТУ был небольшим – 21 единица: начальник ГТУ, помощник начальника ГТУ, шесть тюремных инспекторов, десять делопроизводителей (пять старших и пять младших), два заведующих архивом и секретарь Совета по тюремным делам.

С момента своего создания Главное тюремное управление заняло особое место в структуре Министерства внутренних дел. Действуя фактически автономно, не испрашивая особого разрешения министра внутренних дел, ГТУ сумело в короткий срок добиться заметных позитивных результатов за счет умелой организации работы.

В структуре ГТУ создавались делопроизводства, курирующие различные сферы тюремной жизни. В первый год существования ГТУ было создано шесть делопроизводств: 1-е – личного состава; 2-е – строительное; 3-е – распорядительное; 4-е – хозяйственное; 5-е – счетное; 6-е – главного инспектора по пересылке арестантов (в 1880–1905 гг. − Часть главного инспектора); 7-е – счетное, по организации арестантских работ (с 1902 г.); 8-е – законодательное (с 1908 г.); 9-е – по заведованию исправительно-воспитательными заведениями для несовершеннолетних и делами патроната над освобожденными из мест заключения (1910–1915 гг.); 10-е – по тюремной страже и режиму (с 1915 г.); 11-е – пенсионное (с 1915 г.); в 1916–17 гг. созданы: 12-е – штатное и наградное; 13-е – по снабжению чинов тюремного ведомства обмундированием и снаряжением; 14-е – по надзору за санитарным бытом заключенных; 15-е – по найму помещений. При ГТУ действовали также: канцелярия, техническая часть (с 1880 г, в 1910 г. присоединена к 8-му делопроизводству), статистическая часть (с 1894 г.), журнальная часть (1905–1917 гг.), врачебно-санитарный совет (с апреля 1917 г.).

Законом от 11 декабря 1879 г. определены основные начала преобразования пенитенциарной системы государства, в основу которой были положены следующие виды уголовных наказаний: смертная казнь; каторга, назначаемая бессрочно или на срок с последующим переводом на поселение; ссылка на поселение без срока; заключение в исправительном доме; заключение в крепости; заключение в тюрьме; арест и денежная пеня.

В 1890 г. в ГТУ создается Тюремная инспекция, на которую возлагались обязанности по разработке законодательных предположений, проведению ревизий местных тюремных учреждений, руководству их деятельностью. Правовой основой деятельности инспекции явились утвержденные Министром внутренних дел 30 июня 1879 г. «Временные правила для первоначального руководства тюремным инспекторам во время командировок с целью осмотра и ревизии учреждений, входящих в состав карательной системы».

Одним из значимых достижений Главного тюремного управления было создание таких органов тюремного управления, которые могли бы стать проводниками новых начинаний во всех областях тюремного дела, и через которые Главное тюремное управление могло бы осуществлять ближайший надзор за деятельностью всех пенитенциарных учреждений страны и их руководство. Такими учреждениями стали тюремные инспекции, создаваемые на основании закона от 21 марта 1890 г. В течение пяти лет были созданы 24 губернских тюремных инспекции как промежуточное звено между Главным тюремным управлением и тюремными учреждениями. Созданная в первые годы деятельности трехзвенная структура управления тюремной сферой в Российском государстве, сохранившаяся по настоящее время, подтвердила свою жизнеспособность.

Создание Главного тюремного управления положило начало принципиально новому этапу в истории тюремной системы России – этапу практического воплощения теоретических положений реформаторского характера, сформулированных ранее пенитенциарной и смежными (гигиеной, медициной, педагогикой, психологией) отраслями науки. На их основе Главное тюремное управление вырабатывало основные положения преобразования тюремной системы; совершенствовало общегосударственные и ведомственные нормативные правовые акты, регулирующие вопросы порядка и условий исполнения наказаний всех категорий лиц, содержащихся в различных местах лишения свободы; разрабатывало нормы продовольственного и вещевое обеспечения, лечения, а также труда арестантов и его оплаты; развивало духовно-нравственное просвещение заключенных; учреждало исправительно-воспитательные заведения для несовершеннолетних и приюты для арестантских детей.

Расходы на содержание тюрем постоянно увеличивались. Если в год образования Главного тюремного управления они составляли около 9 млн руб., то к 1906 г. они удвоились, через пять лет достигли 31,5 млн руб. В 1912 г. они составили более 34 млн руб., в 1913 – 36,3, в 1914 – 41,2, в 1915 – 39,1 млн руб.

В этот период было повышено служебное и материальное положение гражданских чинов управления местами заключения; создана и обеспечена форменным обмундированием и денежным содержанием с правом на пенсию тюремная стража (1887 г.); организована конвойная стража для сопровождения арестантов взамен существовавших этапных команд (1886 г.); упорядочена финансовая часть; введены специальный учет и статистическая отчетность о тюремном населении; создается центральное дактилоскопическое бюро (1906 г.).

Важнейшим направлением деятельности Главного тюремного управления стало тюремное строительство, снижение переполняемости тюрем, а также ликвидация мест заключения, находившихся в аварийном состоянии. В наиболее крупных административных, промышленных и железнодорожных центрах шло строительство и реконструкция тюрем; большинство мест заключения было расширено и приведено в надлежащее санитарное состояние; достигнуто раздельное размещение арестантов по возрасту и полу; разработаны новые, отвечающие пенитенциарным требованиям планы тюрем и во многих вновь построенных введено одиночное заключение (в Санкт-Петербурге, Москве, Одессе, Царицыне, Старой Руссе, Самаре). Значительный вклад в создание единого «тюремного» стиля вновь возводимых зданий внес А. И. Томишко, профессор Императорской академии художеств, ставший 29 декабря 1883 г. архитектором Главного тюремного управления, под руководством которого с 1884 г. строилась новая тюрьма для столицы – «Кресты», где были применены электрическое освещение, принудительная вентиляция, автономное водоснабжение и центральная отопительная система.

В 1911 г. был принят подробный план сооружения новых тюремных зданий и переустройства существующих тюрем. При этом обязательными требованиями были следующие: выделение женских отделений в особые здания или коридоры; устройство обособленных помещений для несовершеннолетних; санитарное благоустройство тюремных помещений; устройство больниц и коммунально-бытовых помещений.

Главное тюремное управление не только принимало участие в работе международных тюремных конгрессов по вопросам совершенствования пенитенциарных систем, но и выступило организатором Третьего международного тюремного конгресса в 1890 г. в Санкт-Петербурге, на котором было принято решение об унификации международной тюремной статистики. Главное тюремное управление в этот период становится общероссийским центром по координации пенитенциарного международного сотрудничества.

Изучение зарубежного опыта позволило Главному тюремному управлению подготовить передачу тюремного ведомства в ведение Министерства юстиции в 1895 г. «дабы лишение свободы во всех его видах успешнее достигало поставленных ему задач – ограждение общества от порочных и опасных членов и нравственного исправления преступников».

Общая тюремная инструкция, утвержденная Министром юстиции 28 декабря 1915 г., сконцентрировала в себе последние достижения тюремной науки и практики, позволявшие достаточно эффективно организовать и регламентировать условия отбывания наказаний в местах заключения, а также заложила основы реформирования пенитенциарной системы на началах гуманизма. Инструкция явилась общеимперским нормативным актом, который привел отечественное тюремное законодательство в соответствие с мировой практикой и вобрал в себя весь предшествующий пенитенциарный опыт и правовую базу. Накануне революционных событий 1917 г. в ведении Главного тюремного управления находилось уже 895 мест лишения свободы.

Постройка погребов для хранения овощей в Александровской центральной каторожной тюрьме (Иркутская губерния), 1910-е годы

Александровская центральная каторжная тюрьма, общий вид (Иркутская губерния), 1910-е годы

Больничный корпус СИЗО-1 ( Калужская область), 30-е гг.

Исправительная колония № 4 (г. Кинешма, Ивановская область), 30-40-е годы.

Административное здание производственной зоны исправительной колонии №4 (г. Кинешма, Ивановская область), конец 50-начало 60 г.г.

Владимирский централ (корпус 1905 года) и Владимирский централ (особая тюрьма), 1938 год

Внутри камеры СИЗО № 1( г. Иркутск), 1960-е годы и в настоящее время

Уголовно-исполнительная система Российской Федерации

Период 1990-х гг. отличается активной нормотворческой деятельностью в пенитенциарной сфере: за пять-шесть лет было издано свыше 40 различных правовых нормативных актов – законов, указов Президента и постановлений Правительства РФ. По оценке специалистов, это был насыщенный по количеству нормативных актов период, что обусловливалось потребностями гуманизации и приведения порядка и условий содержания осужденных в соответствие с требованиями международных стандартов и стабилизации уголовно-исполнительной системы.

Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» от 21 июля 1993 г. детально регламентировал структуру и деятельность уголовно-исполнительной системы (УИС), расширил ее функции, разграничил компетенцию центральных и территориальных органов управления УИС, закрепил основы организации деятельности учреждений УИС, права и обязанности работников, их правовую и социальную защиту, правовые основы применения ими физической силы, специальных средств и оружия; установил формы и методы контроля деятельности УИС. В результате в УИС были переданы функции надзора, охраны и конвоирования от внутренних войск МВД.

Федеральным законом «О содержании под стражей обвиняемых и подозреваемых в совершении преступлений» от 15 июля 1995 г. определены правовой статус подозреваемых и обвиняемых, гарантии обеспечения их прав и обязанностей, регламентирован деятельность администрации следственных изоляторов.

18 декабря 1996 г. Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации был принят Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ), который вступил в действие с 1 июля 1997 г. Впервые в истории законодательства Российского государства об исполнении наказаний Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации (далее – УИК РФ) от 18 декабря 1996 г. регулирует порядок и условия исполнения всех видов уголовных наказаний, предусмотренных УК РФ 1996 г.

Однако история развития уголовно-исполнительного законодательства с принятием УИК РФ не завершилась. Указами Президента РФ от 8 октября 1997 г. № 1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации» и от 28 июля 1998 г. № 904 «О передаче уголовно-исполнительной системы Министерства внутренних дел в ведение Министерства юстиции Российской Федерации» УИС передана из МВД в ведение Минюста.

Направленность уголовной политики Российской Федерации на усиление борьбы с тяжкими и особо тяжкими преступлениями при одновременном смягчении уголовной ответственности за преступления небольшой и средней тяжести повлекло увеличение видов наказаний, не связанных с изоляцией от общества, расширение круга оснований их применения, совершенствование регламентации их исполнения.

В 1999 г. УИС Минюста России приняла от МВД РФ уголовно-исполнительные инспекции, исполняющие наказания и иные меры уголовно-правового характера без изоляции осужденного от общества. Руководство уголовно-исполнительными инспекциями стали осуществлять центральный и территориальные органы УИС Минюста России.

Важной вехой в истории отечественной уголовно-исполнительной системы является создание подведомственной Министерству юстиции Российской Федерации Федеральной службы исполнения наказаний (далее – ФСИН России), которая образована в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» ФСИН России отнесена к федеральным органам исполнительной власти, что свидетельствует о повышении статуса уголовно-исполнительной системы.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. № 1314 ФСИН России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по исполнению назначенных судом уголовных наказаний; функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных; функции по содержанию, охране и конвоированию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, а также подсудимых, находящихся под стражей; функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания. Положение о ФСИН России утверждено Указом Президента РФ № 1314. В соответствии с Положением ФСИН России подведомственна Минюсту России.

ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы. Научный потенциал, создаваемый десятилетиями в нашей стране, сохраняется и преумножается в двух научно-исследовательских учреждениях и образовательных организациях ФСИН России, осуществляющих научное обеспечение деятельности и готовящих современные кадры УИС.

Реформирование УИС в последние годы достигло качественно нового уровня, приближающегося к международным стандартам. Новый этап предусматривает постепенную переориентацию учреждений УИС на решение преимущественно социальных задач.

14_новый размер.jpg

1_новый размер.jpg

9_новый размер.jpg

8_новый размер.jpg

13_новый размер.jpg

3_новый размер.jpg

День УИС 2019

День УИС 2019

День УИС 2019

День УИС 2019


Возврат к списку

Поделиться:
 
Дата последнего обновления: 12.03.2019 12:43
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе