Главная Структурные подразделения ФСИН России Управление кадров Методические рекомендации, наглядная агитацияМетодические рекомендации о порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, на практике

Методические рекомендации о порядке применения сотрудниками уголовно-исполнительной системы общих принципов служебного поведения, утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, на практике

Общие положения

Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 утверждены общие принципы служебного поведения государственных служащих (далее – принципы). Принятие принципов было направлено на повышение доверия общества к государственным институтам, обеспечение условий для добросовестного и эффективного исполнения федеральными государственными служащими и государственными гражданскими служащими субъектов Российской Федерации (далее – государственные служащие) должностных обязанностей, превенцию возможных злоупотреблений на федеральной государственной службе и государственной гражданской службе субъектов Российской Федерации

Данный Указ Президента Российской Федерации стал первым нормативным правовым актом Российской Федерации, определившим основы служебного поведения государственных служащих, которыми следует руководствоваться при исполнении ими должностных обязанностей.

Методические рекомендации о порядке применения перечисленных       в Указе Президента Российской Федерации принципов (далее – Методические рекомендации) подготовлены с учетом особенностей прохождения федеральной государственной службы сотрудниками уголовно-исполнительной системы (далее – УИС).

В целях выстраивания определенной системы все принципы условно разбиты на две группы – основные и особые, а их формулировка без изменения смыслового содержания адаптирована применительно  к конкретной категории федеральных государственных служащих – сотрудникам УИС.

I. Правовые основы применения общих принципов служебного поведения государственных служащих

Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, утвердивший общие принципы служебного поведения государственных служащих, получил дальнейшее развитие в ряде федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, в числе которых:

1) Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», которым определены правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации. В соответствии со статьями 1, 4 и 10 данного Федерального закона федеральными государственными служащими являются граждане, осуществляющие профессиональную служебную деятельность по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов (в том числе федеральных органов исполнительной власти) на должностях федеральной государственной службы и получающие денежное содержание за счет средств федерального бюджета, к которым относятся и сотрудники УИС;

2) Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», отдельные положения которого, содержащиеся в статьях 17, 18 и 20, были распространены на сотрудников УИС на основании Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности   за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона   «О противодействии коррупции». Согласно статье 3 этого Федерального закона Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1 (далее – Положение о службе), было дополнено новой статьей 9.1 «Ограничения, запреты и обязанности, связанные с прохождением службы в органах внутренних дел»;

3) Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», установивший основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы   с ней;

4) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения  о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

5) Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера»;

6) Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими,  и соблюдения федеральными государственными служащими требований  к служебному поведению»;

7) Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов». Положением, утвержденным данным Указом, определен порядок формирования и деятельности комиссий, образуемых в федеральных органах исполнительной власти (в том числе, в ФСИН России).

Во исполнение вышеперечисленных нормативных правовых актов,  а также в соответствии с утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года (пункт 7 раздела III), предполагающей в рамках кадрового обеспечения уголовно-исполнительной системы выработку требований к служебному поведению сотрудников УИС и создание правовых и организационных условий для их соблюдения, Федеральной службой исполнения наказаний были изданы нормативные правовые акты:

1) Приказ ФСИН России от 31 августа 2009 года № 372 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах,    об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей»;

2) Приказ ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 478  «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера»;

3) Приказ ФСИН России от 29 мая 2010 года № 256 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений»;

4) Приказ ФСИН России от 16 декабря 2010 года № 529 «О Комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов»;

5) Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 года № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы»;

6) Приказ ФСИН России от 1 марта 2011 года № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов».

Данные нормативные правовые акты в совокупности составили правовую основу применения общих принципов служебного поведения сотрудников УИС.

II. Основные принципы служебного поведения сотрудников УИС

1. Сотрудник УИС обязан исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов.

1.1. Названный принцип служебного поведения практически полностью воспроизведен в пункте 1 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Целью добросовестного и высокопрофессионального исполнения сотрудником УИС своих должностных обязанностей является обеспечение эффективной работы того органа или учреждения УИС, в котором сотрудник проходит службу, что способствует обеспечению эффективности деятельности уголовно-исполнительной системы в целом.

Реализация данного принципа требует от сотрудника УИС безусловного знания своих служебных обязанностей, добросовестного их исполнения, проявления инициативы, а также стремления к постоянному профессиональному совершенствованию.

1.2. Согласно статье 4 Положения о службе сотрудник УИС:

выполняет обязанности в пределах своей компетенции по занимаемой должности в соответствии с действующим законодательством, Присягой, данным Положением и индивидуальным контрактом о службе в УИС;

при получении приказа или указания, явно противоречащего закону, принимает меры к исполнению закона;

за противоправные действия или бездействие при исполнении служебных обязанностей, ненадлежащее исполнение служебных обязанностей несет ответственность в соответствии с действующим законодательством (уголовную, административную и дисциплинарную).

Привлечение сотрудников УИС к дисциплинарной ответственности осуществляется в соответствии со статьей 39 Положения о службе и разделом 13 Инструкции о порядке применения Положения о службе  в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы утвержденной приказом Минюста России от 6 июня 2005 года № 76, (далее – Инструкция о порядке применения Положения о службе).

1.3. Согласно статье 26 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» на сотрудников УИС помимо непосредственного исполнения ими своих должностных обязанностей возлагаются и иные служебные обязанности, не зависящие от занимаемой сотрудником должности, места его нахождения (в пределах территории Российской Федерации), времени суток и состоящие в том, чтобы в случае непосредственного обнаружения событий, угрожающих личной или общественной безопасности, принять меры к спасению людей, предотвращению и пресечению правонарушений, задержанию лиц по подозрению в совершении этих правонарушений и сообщить об этом    в ближайший орган внутренних дел.

Возложение на сотрудника УИС указанных служебных обязанностей и установление ответственности за их неисполнение обусловлено особым правовым статусом сотрудника уголовно-исполнительной системы.

1.4. Поддержание высокого профессионального уровня сотрудников УИС обеспечивается в первую очередь посредством их профессиональной переподготовки и повышения квалификации, осуществляемыми в соответствии с Наставлением по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы (раздел V), утвержденным приказом Минюста России от 11 апреля 2007 года № 73.

Определенную роль в решении этой задачи играет и присвоение сотрудникам УИС квалификационных категорий, которое осуществляется в соответствии с Инструкцией, утвержденной приказом Минюста России  от 5 сентября 2006 года № 283 «Об утверждении Инструкции о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

1.5. В целях определения служебного соответствия сотрудника УИС предъявляемым требованиям, в том числе в части, касающейся его профессионального уровня, проводится аттестация. Периодичность   и порядок проведения аттестации сотрудников УИС регламентированы статьей 17 Положения о службе и разделом 9 Инструкции о порядке применения Положения о службе.

2. Сотрудник УИС обязан исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют основной смысл и содержание деятельности органов государственной власти и государственных служащих.

2.1. Принцип прямо вытекает из закрепленных статьями 17 (часть 1)    и 18 Конституции Российской Федерации положений, согласно которым   в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина, являющиеся непосредственно действующими; они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления   и обеспечиваются правосудием.

Данный принцип по существу содержится в статье 3 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ   «О Правительстве Российской Федерации», пункте 2 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в статье 2 Положения о службе, а также корреспондирует отдельным положениям Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (статьи 10, 12 и 23)
и Федерального закона от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений» (статьи 4, 6 и 17).

При применении указанного принципа также необходимо учитывать положения ряда международно-правовых актов, таких как: «Конвенция о защите прав человека и основных свобод» (заключена в Риме 4 ноября 1950 года, «Конвенция Содружества Независимых государств о правах    и основных свободах человека» (заключена в Минске 26 мая 1995 года), Минимальные стандартные правила обращения с заключенными (приняты   на Конгрессе ООН в Женеве в 1955 году), Европейские пенитенциарные правила (утверждены Комитетом министров Совета Европы 11.01.2006).

Необходимо иметь в виду, что в период действия режима особых условий, которые могут вводиться в соответствии со статьей 85 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, в исправительном учреждении может быть приостановлено осуществление некоторых прав осужденных.

Конституцией Российской Федерации определено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55),  а также в условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливаться отдельные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия (п. 1 ст. 56).   Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20,21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46-54 Конституции Российской Федерации (п. 3, ст. 56).

2.2. В соответствии с подпунктом 3 пункта 3 Положения  о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний», к числу основных задач ФСИН России относится задача обеспечения охраны прав, свобод  и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, что непосредственно вытекает из требований, предусмотренных уголовно-исполнительным законодательством (часть вторая статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, статья 4 и часть вторая статьи 6 Федерального закона «О содержании под стражей подозреваемых   и обвиняемых в совершении преступлений»).

3. Сотрудник УИС обязан осуществлять свою деятельность   в пределах полномочий соответствующего органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы.

3.1. В соответствии со статьей 18 (пункт 3 части 1) Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудник УИС должен осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа.

3.2. Под полномочиями ФСИН России (как федерального органа исполнительной власти) понимаются его права и обязанности по осуществлению конкретной функции в установленной сфере деятельности, когда такая функция предусмотрена федеральными конституционными законами, федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а под компетенцией - совокупность указанных полномочий.

Полномочия ФСИН России перечислены в пункте 7 Положения  о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314.

3.3. Согласно пункту 5 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний ФСИН России осуществляет свою деятельность непосредственно и (или) через свои территориальные органы, учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы, а также предприятия и учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно – исполнительной системы. Основные функции территориальных органов ФСИН России по субъектам Российской Федерации определены Законом Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органа, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и изложены в Положениях об этих территориальных органах, утверждаемых соответствующими приказами ФСИН России.

Обязанности и права учреждений, исполняющих наказания, закреплены в статьях 13 и 14 Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и в уставах этих учреждений.

3.4. Сотрудник УИС, обеспечивая своей служебной деятельностью реализацию компетенции ФСИН России, должен четко знать функции ФСИН России, того территориального органа или учреждения, где он проходит службу, свои должностные обязанности и правильно их понимать, строго руководствоваться ими в своей служебной деятельности, соблюдать установленные нормативными правовыми актами процедуры реализации компетенции (правила, инструкции, регламенты и др.).

Руководители органов (учреждений) УИС и их структурных подразделений в целях реализации данного принципа следует исходить из того, что:

необходимо рационально распределять полномочия между структурными подразделениями, а также отдельными сотрудниками;

эффективным способом выявления фактов нарушения сотрудниками УИС установленных правил и процедур является систематический анализ обращений осужденных и иных граждан, поступающих в органы  и учреждения УИС;

осуществление деятельности в пределах полномочий соответствующего органа (учреждения) УИС обеспечивается также проведением правовой экспертизы проектов локальных нормативных и распорядительных правовых актов.

4. Сотрудник УИС не вправе оказывать предпочтения каким-либо профессиональным или социальным группам и организациям, обязан быть независимым от влияния отдельных граждан, профессиональных или социальных групп и организаций.

4.1. В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в котором получил правовую регламентацию данный принцип, сотрудник УИС не должен оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, организациям и гражданам.

Реализация принципа на практике означает, что сотрудник УИС  в своей служебной деятельности должен руководствоваться исключительно требованиями действующего законодательства и быть независимым   от влияния со стороны любых третьих лиц.

4.2. Установленная этим принципом обязанность не препятствует сотруднику УИС быть участником тех или иных общественных или религиозных объединений. Однако ему запрещается использовать свои служебные полномочия в интересах этих или других объединений, организаций, групп (пункт 13 части 1 статьи 17 Федерального закона  «О государственной гражданской службе Российской Федерации»), также как и статьей 4 Положения о службе определено, что сотрудник УИС в своей служебной деятельности руководствуется требованиями законов и не может быть ограничен решениями политических партий, общественных объединений и массовых общественных движений, преследующих политические цели.

5. Сотрудник УИС обязан исключать действия, связанные  с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей.

5.1. Данный принцип закреплен в Федеральном законе от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (пункт 5 части 1 статьи 18) и в ст. 11 Федерального закона
от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».

В целях его соблюдения сотрудник УИС не должен получать никаких выгод имущественного и/или неимущественного характера,
не предусмотренных законом, допускать в своих действиях какую-либо возможность возникновения коллизии (столкновения) его личных интересов со служебными обязанностями.

При определении целесообразности совершения тех или иных действий (воздержания от этих действий) сотрудник УИС должен отграничивать личные мотивы от мотивов, обусловленных служебной необходимостью.

5.2. Следует отметить взаимосвязь этого принципа с другим принципом служебного поведения, содержащимся в пункте 13 данного раздела Методических рекомендаций.

6. Сотрудник УИС обязан уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения  к совершению коррупционных правонарушений.

6.1. В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» на сотрудника УИС возложена обязанность уведомлять представителя нанимателя, органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений. Невыполнение сотрудником УИС данной служебной обязанности является правонарушением, влекущим его увольнение со службы либо привлечение к иным видам ответственности
в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6.2. На основании пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» нанимателем федерального государственного служащего (в том числе, сотрудника УИС) является Российская Федерация.

К представителям нанимателя относятся начальники, которым предоставлено право издавать приказы о приеме на службу в УИС и подписывать контракты о службе в УИС - в отношении соответствующих категорий сотрудников УИС (пункты 4.6 и 5.1 Инструкции о порядке применения Положения о службе) именуемые в дальнейшем в настоящих Методических рекомендациях «уполномоченные руководители».

6.3. Порядок уведомления уполномоченного руководителя о фактах обращения в целях склонения сотрудников УИС, проходящих службу  на должностях в ФСИН России, к совершению коррупционных правонарушений определен приказом ФСИН России от 29 мая 2010 года № 256 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений».

7. Сотрудник УИС обязан соблюдать установленные федеральными законами ограничения и запреты, исполнять обязанности, связанные с прохождением службы.

7.1. В соответствии со статьей 9.1 Положения о службе на сотрудника УИС распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» и статьями 17, 18 и 20 Федерального закона от 27 июля 2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудникам УИС обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности. Установление таких исключений и определение сотрудников УИС,   в отношении которых они применяются данные исключения, в каждом отдельном случае осуществляются в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7.2. В связи с прохождением службы сотруднику УИС, в частности, запрещается:

осуществлять предпринимательскую деятельность;

получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения);

выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счет средств физических   и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на взаимной основе по договоренности между федеральными органами государственной власти и государственными органами других государств, международными и иностранными организациями;

использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;

разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;

допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности;

прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора.

Другие запреты, помимо названных, перечислены в статье 10 Положения о службе и в статье 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Виновное неисполнение сотрудником УИС указанных запретов является основанием для привлечения его к дисциплинарной ответственности.

7.3. Статьей 18 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» установлены требования к служебному поведению, законодательно закрепляющие большинство утвержденных Указом Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 общих принципов служебного поведения государственных служащих.

7.4. Федеральными законами от 25.12.2008 № 273-ФЗ    «О противодействии коррупции» (статья 8) и «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (статья 20) закреплена обязанность сотрудника УИС представлять сведения о своих доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера и о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей. Порядок представления указанных сведений установлен Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 и конкретизирован приказами ФСИН России от 31 августа 2009 года № 372 и от 7 декабря 2009 года № 478.

7.5. Наложение ограничений на граждан замещавших должность государственной или муниципальной службы, при заключении ими трудового договора, регламентированы статьей 12 Федерального закона   «О противодействии коррупции».

8. Сотрудник УИС обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на его служебную деятельность решений политических партий, иных общественных объединений.

8.1. Рассматриваемый принцип воспроизведен в пункте 7 части
1 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и в определенной степени является дополнением принципа служебного поведения, содержащегося в пункте 4 данного раздела Методических рекомендаций.

8.2. Вопросы, связанные с деятельностью общественных объединений, политических партий, религиозных и иных объединений и организаций, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», Федеральным законом от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ «О политических партиях», Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ   «О некоммерческих организациях» и другими федеральными законами.

8.3. Реализация данного принципа по существу предполагает, что при исполнении служебных обязанностей сотрудник УИС не может быть ограничен решениями политических партий, других общественных, религиозных объединений и любых других организаций, руководствоваться ими, что, как следствие, делает невозможным влияние этих решений на его служебную деятельность.

При этом сотрудник УИС может быть выдвинут кандидатом на ту или иную выборную государственную или общественную должность, в том числе и в составе списка кандидатов политической партии в соответствии   с законодательством Российской Федерации. Однако на любых стадиях участия в общественно-политической жизни ему запрещено использовать преимущества своего служебного положения.

Сотрудники уголовно-исполнительной системы, избранные (назначенные) членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации (руководителями высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), депутатами представительных органов местного самоуправления или выборными должностными лицами органов местного самоуправления, на период осуществления указанных полномочий приостанавливают службу    в учреждениях и органах УИС.

После прекращения указанных полномочий сотрудникам УИС предоставляется ранее занимаемая должность или с их согласия другая равноценная должность по прежнему либо иному месту службы.

Период осуществления указанных полномочий сотрудникам УИС засчитывается в календарном исчислении в общий трудовой стаж, а также в выслугу лет, дающую право на присвоение очередного специального звания, дополнительный отпуск, назначение пенсии за выслугу лет, процентной надбавки за выслугу лет к окладу денежного содержания.

9. Сотрудник УИС обязан соблюдать нормы служебной, профессиональной этики и правила делового поведения.

9.1. Для уголовно-исполнительной системы данный принцип является особенно актуальным, поскольку пенитенциарная деятельность, затрагивая «болевые точки» морали, протекает на фоне постоянных и весьма острых социальных противоречий. При отсутствии этической основы процесса исполнения уголовных наказаний ситуация, при которой одной группе людей (сотрудникам УИС) дана значительная власть над другой группой (осужденными), может привести к злоупотреблению властью. Во избежание этого необходимо, чтобы сотрудник УИС обладал такими личными качествами, которые позволили бы ему общаться беспристрастно, гуманно    и справедливо со всеми гражданами, в том числе осужденными.

9.2. Принцип конкретизирован в Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы, утвержденном приказом ФСИН России от 24 мая 2010 года № 240.

Названный Свод, разработанный с учетом общепринятых этических правил и норм поведения и определяющий нравственно-этические основы служебной деятельности и профессионального поведения, устанавливает профессионально-этические нормы служебного поведения сотрудников УИС.

9.3. В соответствии со статьей 18 (пункт 8 части 1) Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» сотрудник УИС не вправе совершать поступки, порочащие его честь и достоинство.

Для этого сотрудник УИС обязан, во-первых, безусловно, соблюдать рассматриваемый принцип служебного поведения, то есть не допускать нарушения норм служебной, профессиональной этики и правил делового поведения, а, во-вторых, при возникновении различных, в том числе нестандартных, жизненных ситуаций в своем поведении стараться всегда придерживаться общепризнанных нравственных и этических норм.

10. Сотрудник УИС обязан проявлять корректность  и внимательность в обращении с гражданами и должностными лицами.

10.1. Этот принцип закреплен в пункте 9 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а также нашел свое отражение в Своде профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы.

Проявление корректности предполагает вежливое (соблюдение общепринятых правил приличия), тактичное и доброжелательное отношение ко всем окружающим (начальникам, подчиненным, другим сослуживцам, осужденным и иным гражданам).

10.2. Взаимоотношения осужденных, иных лиц, содержащихся под стражей, и сотрудников УИС, в том числе в части, касающейся рассматриваемого принципа, регламентированы в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205 (раздел IV), Правилах внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 6 октября 2006 года № 311 (раздел III) и в Правилах внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста России от 14 ноября 2005 года № 189 (пункт 14 раздела II).

11. Сотрудник УИС обязан проявлять терпимость и уважение   к обычаям и традициям народов России, учитывать культурные и иные особенности различных этнических, социальных групп и конфессий, способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию.

11.1 Данный принцип получил закрепление в статье 18 (пункты 10 – 12 части 1) Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Установленные в нем требования к служебному поведению сотрудника УИС по существу вытекают из конституционных норм. Преамбула Конституции Российской Федерации содержит положения   о многонациональности российского народа, соединенного общей судьбой     на своей земле, сохранении исторически сложившегося государственного единства, установлении гражданского мира и согласия. Соблюдение этих фундаментальных оснований российского государства является необходимым условием его существования и развития, ими должны руководствоваться все государственные органы, а в своей служебной деятельности и все государственные служащие, в том числе сотрудники УИС.

11.2. Необходимость учета культурных и иных особенностей различных этнических и социальных групп и конфессий обязывает сотрудника УИС, в частности, разбираться в этнокультурной специфике, учитывать языковую ситуацию в той местности, где он проходит службу, особенности правил поведения и обращения, принятые в тех или иных этнических, социальных группах и религиозных объединениях,  с представителями которых по долгу службы сотрудник УИС может или должен взаимодействовать.

Статьей 28 Конституции Российской Федерации закреплен принцип свободы вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними.

Согласно преамбуле Федерального закона от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» неотъемлемой частью исторического наследия народов России признаны такие религии, как христианство, ислам, буддизм, иудаизм. Данным Федеральным законом (пункт 6 статьи 3) запрещено под угрозой наказания (в частности,  в соответствии с Уголовным кодексом Российской Федерации) воспрепятствование осуществлению права на свободу вероисповедания,  в том числе сопряженное с насилием над личностью, с умышленным оскорблением чувств граждан в связи с их отношением к религии  и с пропагандой религиозного превосходства, а также проведение публичных мероприятий, размещение текстов и изображений, оскорбляющих религиозные чувства граждан, вблизи объектов религиозного почитания.

Следует иметь в виду, что под конфессией или вероисповеданием понимается особенность вероисповедания в пределах определенного религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания. Конфессиональное деление присуще всякой религии. Так, например, христианство делится на три основные конфессии – православие, католицизм, протестантизм, а ислам - на такие конфессии, как суннизм, шиизм и ваххабизм.

11.3. Статья 29 Конституции Российской Федерации запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду, пропаганду социального, расового, национального, религиозного или языкового превосходства.

Поэтому для сотрудника УИС, как и для любого другого лица, недопустимо проявление дискриминации по каждому из перечисленных признаков по отношению к кому бы то ни было в любой форме.

12. Сотрудник УИС обязан воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в объективном исполнении им должностных обязанностей, а также избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету соответствующего органа (учреждения) уголовно-исполнительной системы.

12.1. Данный принцип конкретизирован в пункте 7 раздела II Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы.

При этом под репутацией (авторитетом) будем понимать сложившееся общественное мнение о сотрудниках УИС (об уголовно-исполнительной системе в целом), отдельных ее органах и учреждениях.

12.2. Исполнение принципа требует от сотрудника УИС твердого знания и четкого исполнения своих должностных обязанностей, знания нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы, решение которых входит в его должностные обязанности, и их правильного применения.

12.3. Кроме того следует иметь в виду, что этот принцип непосредственно взаимосвязан с принципами служебного поведения, содержащимися в пунктах 1, 4, 5, 7, 8, 13 и 14 данного раздела Методических рекомендаций.

13. Сотрудник УИС обязан принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликта интересов и урегулированию возникшего конфликта интересов.

13.1. Рассматриваемый принцип воспроизведен в пункте 1 статьи 11 Федерального закона «О противодействии коррупции» и взаимосвязан  с другими принципами, содержащимися в пунктах 5, 12 и 14 данного раздела Методических рекомендаций принципами служебного поведения.

В соответствии со статьями 10 и 11 названного Федерального закона:

под конфликтом интересов понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) сотрудника УИС влияет или может повлиять на надлежащее исполнение им служебных обязанностей и при которой возникает или может возникнуть противоречие между его личной заинтересованностью и правами и законными интересами граждан, организаций, общества или государства, способное привести к причинению вреда правам и законным интересам граждан, организаций, общества или государства;

под личной заинтересованностью сотрудника УИС понимается возможность получения им при исполнении служебных обязанностей доходов в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц;

о возникшем конфликте интересов или о возможности его возникновения сотрудник УИС, как только ему станет об этом известно, обязан в письменной форме уведомить своего непосредственного начальника.

13.2. Согласно статье 42 Положения о службе в урегулировании конфликта интересов должна участвовать комиссия по урегулированию конфликтов интересов, создаваемая и осуществляющая свою деятельность  в соответствии с приказами ФСИН России от 16 декабря 2010 года № 529   и от 1 марта 2011 года № 118.

14. Сотрудник УИС не вправе использовать служебное положение для оказания влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан при решении вопросов личного характера.

14.1. Данный принцип взаимосвязан с другими принципами служебного поведения (пункты 4, 5, 7, 12 и 13 настоящего раздела Методических рекомендаций) и фактически запрещает сотруднику УИС использовать свое служебное положение в личных целях, то есть извлекать личную выгоду (как имущественного, так и неимущественного характера), по существу злоупотребляя своими служебными полномочиями (или превышая их) посредством влияния на деятельность государственных органов, организаций, должностных лиц, государственных служащих и граждан.

14.2. Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие отношения, связанные с федеральной государственной службой, не определяют мотивы, которыми может руководствоваться сотрудник УИС, нарушающий указанный принцип.

Это могут быть корыстные мотивы, непосредственно или опосредованно направленные на получение сотрудником УИС материальной выгоды, либо мотивы, не имеющие корыстного характера. К числу последних, например, можно отнести мотив, продиктованный желанием помочь члену семьи или иному близкому родственнику получить вне очереди квалифицированное лечение в специализированной клинике, избежать административной ответственности в случае совершения кем-либо из них административного проступка и др. Предусмотреть все возможные жизненные ситуации, возникновение которых может побудить сотрудника УИС использовать служебное положение в личных целях, практически невозможно, как невозможно и закрепить их нормативно.

Поэтому в каждом конкретном случае при наличии достаточных оснований полагать, что сотрудник УИС нарушил рассматриваемый принцип, следует проводить служебную проверку и решать вопрос  о привлечении его к дисциплинарной или иной форме ответственности. Служебная проверка проводится в соответствии с Инструкцией  об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденной приказом ФСИН России от 17 марта 2009 года № 104.

15. Сотрудник УИС обязан воздерживаться от публичных высказываний, суждений и оценок в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, если это не входит в его должностные обязанности.

15.1. Данный принцип закреплен в пункте 10 части 1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

15.2. Специфика государственной службы в Российской Федерации как профессиональной служебной деятельности граждан Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий органов государственной власти предопределяет особый правовой статус государственных служащих, включающий в себя, в частности, обусловленные характером соответствующей деятельности права и обязанности государственных служащих и налагаемые на них ограничения, связанные с государственной службой. Установление таких специальных требований, обусловленных задачами, принципами организации и функционирования государственной службы, в полной мере согласуется с предписаниями статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Сотрудник УИС, являясь федеральным государственным служащим, наделен особым правовым статусом и в силу этого обязан соблюдать ограничения, установленные федеральным законом.

16. Сотрудник УИС обязан соблюдать установленные в ФСИН России правила публичных выступлений и предоставления служебной информации.

16.1. Данный принцип воспроизведен в пункте 14 части 1 статьи 18 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

16.2. Статья 2 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и защите информации» определяет информацию как сведения (сообщения, данные) независимо  от формы их представления.

При этом Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1 «О государственной тайне» (статья 5) и Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных  к государственной тайне» содержат исчерпывающий перечень сведений, доступ к которым осуществляется только в порядке, установленном названным Законом и изданными в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

16.3. Главой III Концепции взаимодействия ФСИН России  со средствами массовой информации, утвержденной распоряжением ФСИН России 01.02.2011 № 10-р «О совершенствовании взаимодействия со средствами массовой информации», и представляющей собой позицию ФСИН России относительно целей, задач, форм и методов совершенствования взаимодействия со средствами массовой информации,    в частности, предусмотрено, что основными целями взаимодействия УИС   со СМИ в соответствии с Концепцией развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года являются создание эффективных коммуникаций с обществом, новых, более оптимальных форм и методов объективного информирования общества о деятельности УИС, способствующих гласности и подконтрольности УИС институтам гражданского общества, создание условий для участия общественности в эффективном решении стоящих перед УИС задач, в том числе по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, укреплению законности и борьбы с коррупцией, формирование в обществе позитивного отношения к сотрудникам ФСИН России и уголовно-исполнительной системы страны в целом.

Основными задачами взаимодействия со СМИ, обеспечивающими достижение данных целей, являются:

- развитие взаимодействия со СМИ на принципах открытости УИС;

- привлечение представителей гражданского общества к объективному информированию о ситуации в УИС;

- повышение эффективности деятельности ведомственных сайтов, работа с интернет – ресурсами;

- совершенствование организационного обеспечения взаимодействия со СМИ и общественными объединениями.

При этом сверхзадачей во взаимодействии со СМИ на период до 2020 года становится разъяснение обществу основных целей Концепции развития уголовно – исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года и освещение хода ее реализации по основным направлениям.

16.4. Рассматриваемый принцип взаимосвязан с принципами служебного поведения, указанными в пунктах 15 и 17 данного раздела Методических рекомендаций, а также с пунктом 9 части 1 статьи 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в соответствии с которым сотруднику УИС в связи с прохождением службы запрещается разглашать или использовать в целях, не связанных со службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

17. Сотрудник УИС обязан уважительно относиться  к деятельности представителей средств массовой информации  по информированию общества о работе органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, а также оказывать содействие в получении достоверной информации.

17.1. Согласно статье 29 (части 4 и 5) Конституции Российской Федерации каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации.

17.2. Вопросы взаимоотношений между средствами массовой информации и государственными органами регулируются законодательством Российской Федерации о средствах массовой информации (Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» (глава IV) и изданными в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами Российской Федерации) и Федеральным законом от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа     к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

17.3. Статьями 38 - 40 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации» предусмотрено, что:

государственные органы, их должностные лица предоставляют сведения о своей деятельности средствам массовой информации по запросам редакций, а также путем проведения пресс-конференций, рассылки справочных и статистических материалов и в иных формах;

редакция имеет право запрашивать (в устной и письменной формах) информацию о деятельности государственных органов, организаций и их должностных лиц. Запрашиваемую информацию обязаны предоставлять руководители государственных органов, организаций, их заместители, работники пресс-служб либо другие уполномоченные лица в пределах
их компетенции;

отказ в предоставлении запрашиваемой информации возможен, только если она содержит сведения, составляющие государственную, коммерческую или иную специально охраняемую законом тайну.

17.4. В соответствии со статьями 6, 7 и 9 Федерального закона от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ:

доступ к информации о деятельности государственных органов может обеспечиваться ими, в частности, посредством обнародования (опубликования) информации о своей деятельности в средствах массовой информации; размещением информации о своей деятельности в сети Интернет, а также в помещениях, занимаемых государственными органами, и в иных отведенных для этих целей местах;

информация о деятельности государственных органов может предоставляться в устной форме и в виде документированной информации,  в том числе в виде электронного документа;

государственные органы в целях организации доступа к информации  о своей деятельности определяют соответствующие структурные подразделения или уполномоченных должностных лиц, права и обязанности которых устанавливаются регламентами государственных органов и (или) иными нормативными правовыми актами, регулирующими их деятельность.

17.5. В соответствии с пунктом 1.1 Концепции совершенствования взаимодействия Федеральной службы исполнения наказаний со средствами массовой информации на 2008-2011 годы основными участниками взаимодействия территориальных органов ФСИН России со СМИ являются руководство пресс-служб учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, представители СМИ.

17.6. Приказом ФСИН России от 29 февраля 2008 года № 128  «Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Федеральной службе исполнения наказаний», утверждены Правила аккредитации журналистов средств массовой информации на освещение деятельности Федеральной службы исполнения наказаний и образец аккредитационной карты.

Аккредитация журналистов проводится пресс-бюро Федеральной службы исполнения наказаний в соответствии с Законом Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1 «О средствах массовой информации», Регламентом Федеральной службы исполнения наказаний", утвержденным приказом ФСИН России от 19 мая 2006 года № 245 и названными Правилами в целях обеспечения широкого, оперативного распространения достоверных сведений о деятельности уголовно-исполнительной системы и создания благоприятных условий для профессиональной деятельности журналистов СМИ.

17.7. Приказом ФСИН России от 6 июня 2005 года № 409 «Об утверждении порядка информационной поддержки и структуры официального сайта ФСИН России в сети «Интернет» утверждены Порядок информационной поддержки интернет-сайта и структура интернет-сайта, который является элементом системы информационного обеспечения    о деятельности ФСИН России.

Деятельность ФСИН России по поддержке своего информационного представительства в сети Интернет осуществляется в целях обеспечения общедоступности открытых государственных информационных ресурсов   в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 24 ноября 2009 года № 953 «Об обеспечении доступа к информации  о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти», а также Указом Президента Российской Федерации от 10 августа 2011 года № 1071 «Об утверждении Перечня информации о деятельности Федеральной службы исполнения наказаний, размещенной в сети Интернет».

ФСИН России самостоятельно определяет структуру и содержание информационных ресурсов интернет-сайта, которые включают:

постоянную информацию - сведения о полномочиях, задачах, структуре, руководстве, нормативные документы (обновляется по мере поступления новых материалов);

периодическую информацию - ведомственные информационные материалы об основных событиях и направлениях деятельности ФСИН России (обновляется ежемесячно);

оперативную информацию - сообщения пресс-бюро, официальную хронику (обновляется еженедельно).

18. Сотрудник УИС обязан воздерживаться в публичных выступлениях, в том числе в средствах массовой информации,  от обозначения в иностранной валюте (условных денежных единицах) стоимости на территории Российской Федерации товаров, работ, услуг  и иных объектов гражданских прав, сумм сделок между резидентами Российской Федерации, показателей бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, размеров государственных  и муниципальных заимствований, государственного и муниципального долга, за исключением случаев, когда это необходимо для точной передачи сведений либо предусмотрено законодательством Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, обычаями делового оборота.

18.1. В соответствии со статьями 140 (часть 2) и 317 (часть 3) Гражданского кодекса Российской Федерации случаи, порядок и условия использования иностранной валюты на территории Российской Федерации определяются Федеральным законом от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ   «О валютном регулировании и валютном контроле» или в установленном  им порядке.

18.2. Согласно статье 5 Гражданского кодекса Российской Федерации под обычаем делового оборота понимается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо   от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. Обычаи делового оборота, противоречащие обязательным для участников соответствующих гражданско-правовых отношений положениям законодательства,  не применяются.

18.3. Как видно из содержания рассматриваемого принципа, каких-либо дополнительных пояснений по вопросу его соблюдения не требуется.

III. Особые принципы служебного поведения сотрудников УИС

Перечисленные в пунктах 1 – 18 раздела II настоящих Методических рекомендаций основные принципы служебного поведения касаются всех без исключения сотрудников УИС независимо от занимаемых должностей  и места службы и должны неукоснительно ими соблюдаться.

Кроме рассмотренных принципов Указ Президента Российской Федерации от 12 августа 2002 года № 885 содержит три особых принципа служебного поведения, обязанность соблюдения которых возложена только на сотрудников УИС, наделенных организационно-распорядительными полномочиями по отношению к другим сотрудникам.

В качестве критерия, позволяющего выделить сотрудников УИС, обязанных соблюдать особые принципы служебного поведения, выступает осуществляемая ими организационно-распорядительная функция, права   и обязанности по реализации которой и составляют организационно-распорядительные полномочия данной категории сотрудников УИС.

Необходимо обратить внимание на то, что в нормативных правовых актах Российской Федерации, содержащих понятие «организационно-распорядительная функция», не раскрывается данная дефиниция. Для уяснения ее юридического содержания целесообразно использовать постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам     о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий», в соответствии с которым:

под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава   и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий;

исполнение организационно-распорядительных функций должностного лица по специальному полномочию означает, что лицо исполняет эти функции, возложенные на него законом, иным нормативным правовым актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным на то органом или должностным лицом. Функции должностного лица по специальному полномочию могут осуществляться   в течение определенного времени или однократно, а также могут совмещаться с основной работой. При временном исполнении функций должностного лица или при исполнении их по специальному полномочию лицо может быть признано должностным лишь в период исполнения возложенных на него функций.

Помимо этого в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2005 года № 1574 «О реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (разделы 8 и 11)   к должностям категории «руководители» в федеральной службе, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации,   и ее территориальных органах (такой федеральной службой является ФСИН России), в частности, относятся: директор федеральной службы  и его заместители, начальники управлений федеральной службы и их заместители, начальники отделов федеральной службы и их заместители, руководители территориальных органов федеральной службы  и их заместители, начальники отделов территориальных органов федеральной службы и их заместители.

1. Сотрудник УИС обязан принимать меры по предотвращению   и урегулированию конфликта интересов.

1.1. Согласно статье 10 (пункт 4) Федерального закона «О системе государственной службы Российской Федерации» порядок разрешения конфликта интересов устанавливается федеральным законом о виде государственной службы.

До принятия федерального закона о правоохранительной службе при применении данного принципа следует руководствоваться соответствующими положениями Федерального закона «О противодействии коррупции». Рассматриваемый принцип полностью воспроизведен в пункте 3 статьи 11 данного Федерального закона, согласно которому представитель нанимателя (уполномоченный руководитель), если ему стало известно   о возникновении у государственного служащего (в данном случае – сотрудника УИС) личной заинтересованности, которая приводит или может привести к конфликту интересов, обязан принять меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов.

1.2. К числу мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов на государственной службе, которые могут быть применены   к сотруднику УИС, Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (пункты 4 и 6 статьи 11) отнесены следующие:

1.2.1. Изменение должностного или служебного положения государственного служащего, являющегося стороной конфликта интересов, вплоть до его отстранения от исполнения должностных (служебных) обязанностей в установленном порядке, и (или) в отказе его от выгоды, явившейся причиной возникновения конфликта интересов.

Изменение должностного положения сотрудника УИС возможно посредством его отстранения от должности в случаях, предусмотренных статьей 16 Положения о службе.

Под выгодой, от получения которой должен отказаться сотрудник УИС, следует понимать получение им любых преимуществ, связанных как   с использованием своего служебного положения, так и вытекающих из его неслужебной деятельности (например, владением имуществом и др.);

1.2.2. В случае если государственный служащий (сотрудник УИС) владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций)  в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с Перечнем должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения  о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18.05.2009  № 557, Положением о представлении гражданами, претендующими   на замещение должностей федеральной государственной службы,    и федеральными государственными служащими сведений о доходах,  об имуществе и обязательствах имущественного характера, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559,   и приказом ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 478 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера», сотрудники УИС, проходящие службу на должностях, поименованных в приказе ФСИН России   от 31 августа 2009 года № 372, ежегодно предоставляют указанные сведения. Проверка достоверности и полноты предоставленных сведений осуществляется на основании Указа Президента Российской Федерации  от 21 сентября 2009 года № 1065.

Вопросы передачи имущества в доверительное управление регламентированы главой 53 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Ценной бумагой, как следует из статьи 142 Гражданского кодекса Российской Федерации, является документ, удостоверяющий с соблюдением установленной формы и обязательных реквизитов имущественные права, осуществление или передача которых возможны только при его предъявлении.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ) доверительное управление ценными бумагами, принадлежащими сотруднику УИС, по договору с ним вправе осуществлять коммерческие банки в соответствии с лицензией Банка России на осуществление банковских операций.

Кроме того, следует иметь в виду, что необходимость передачи сотрудником УИС имеющихся у него ценных бумаг и акций в доверительное управление обусловлена самим фактом владения ими вне зависимости   от возможности возникновения конфликта интересов.

1.3. Применение приведенных в подпункте 1.2 данного раздела Методических рекомендаций мер по предотвращению и урегулированию конфликта интересов отнесено к компетенции уполномоченного руководителя (сотрудники УИС, отнесенные к их числу, указаны    в подпункте 6.2 раздела II Методических рекомендаций).

1.4. Вопросы, связанные с соблюдением требований об урегулировании конфликта интересов, рассматриваются комиссиями по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов, создаваемыми в ФСИН России и ее территориальных органах в соответствии с приказами ФСИН России от 16 декабря 2010 года № 529 и от 1 марта 2011 года № 118.

2. Сотрудник УИС обязан принимать меры по предупреждению коррупции.

2.1. Планом противодействия коррупции Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденным директором ФСИН России 21 октября 2010 года, предусмотрены мероприятия, направленные на противодействие коррупции в уголовно-исполнительной системе, определены лица, ответственные за их выполнение: начальники соответствующих управлений ФСИН России, начальники территориальных органов ФСИН России, а также начальники научно-исследовательских, образовательных и ряда иных учреждений, входящих в уголовно-исполнительную систему.

2.2. Как следует из Указа Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 одной из основных задач, формируемых  в федеральных органах исполнительной власти комиссий по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов, является содействие   в осуществлении мер по предупреждению коррупции в этих органах.

Такие комиссии, как сказано выше, в соответствии с приказами ФСИН России от 16 декабря 2010 года № 529 и от 1 марта 2011 года № 118 созданы в ФСИН России и территориальных органах ФСИН России.

2.3. Одной из мер по предупреждению коррупции является проверка достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе  и обязательствах имущественного характера, представляемых сотрудниками УИС, а также соблюдения ими законодательно установленных ограничений, запретов и требований о предотвращении или урегулировании конфликта интересов, осуществляемая уполномоченным структурным подразделением ФСИН России, соответствующего территориального органа ФСИН России или учреждения уголовно-исполнительной системы.

Такая проверка производится на основании Указа Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 в соответствии   с приказом ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 478.

2.4. К числу мер по предупреждению коррупции следует отнести также и деятельность по антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов, которая осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

Порядок проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСИН России утвержден приказом ФСИН России от 18 марта 2010 года № 97 . Целью антикоррупционной экспертизы является выявление в нормативных правовых актах ФСИН России (в проектах этих актов и в действующих актах) коррупциогенных факторов и их последующее устранение.

Согласно статье 1 (пункт 2) Федерального закона от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ под коррупциогенными факторами понимаются положения нормативных правовых актов (проектов таких актов), устанавливающие для правоприменителя необоснованно широкие пределы усмотрения или возможность необоснованного применения исключений из общих правил,  а также положения, содержащие неопределенные, трудновыполнимые  и (или) обременительные требования к гражданам и организациям и тем самым создающие условия для проявления коррупции.

3. Сотрудник УИС обязан не допускать случаев принуждения других сотрудников УИС и федеральных государственных гражданских служащих к участию в деятельности политических партий, иных общественных объединений.

3.1. Данный принцип служебного поведения получил законодательное закрепление в части 2 статьи 18 Федерального закона от 27.07.2004 №79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

3.2. Рассматриваемый принцип наглядно характеризует отношения «начальник – подчиненный», суть которых состоит в том, что сотрудник УИС подчиняется своему начальнику (непосредственному или прямому) только по вопросам исполнения служебных обязанностей.

При осуществлении прав и законных интересов, исполнении обязанностей в любой другой сфере деятельности, не связанной со службой, сотрудник УИС никоим образом не зависит от воли своего начальника    и должен руководствоваться только требованиями действующего законодательства, как любой другой законопослушный гражданин.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации.

2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 года № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации».

4. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

5. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с ратификацией Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции от 31 октября 2003 года и Конвенции об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 года и принятием Федерального закона «О противодействии коррупции».

6. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы».

7. Федеральный закон от 15 июля 1995 года № 103-ФЗ «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений».

8. Уголовный кодекс Российской Федерации.

9. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации.

10. Гражданский кодекс Российской Федерации.

11. Федеральный закон от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ
«О противодействии коррупции».

12. Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 119 «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации».

13. Федеральный закон от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ
«Об общественных объединениях».

14. Федеральный закон от 11 июля 2001 года № 95-ФЗ
«О политических партиях».

15. Федеральный закон от 12 января 1996 года № 7-ФЗ
«О некоммерческих организациях».

16. Федеральный закон от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ
«О свободе совести и о религиозных объединениях».

17. Федеральный закон от 27 июля 2006 года № 149-ФЗ
«Об информации, информационных технологиях и защите информации».

18. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5485-1
«О государственной тайне».

19. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года № 2124-1
«О средствах массовой информации».

20. Федеральный закон от 9 февраля 2009 года № 8-ФЗ
«Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

21. Федеральный закон от 10 декабря 2003 года № 173-ФЗ
«О валютном регулировании и валютном контроле».

22. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года № 17-ФЗ).

23. Федеральный закон от 17 июля 2009 года № 172-ФЗ
«Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов».

24. Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ
«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

25. Положение о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 года № 4202-1.

26. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения
о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

27. Указ Президента Российской Федерации от 18 мая 2009 года № 559 «О представлении гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

28. Указ Президента Российской Федерации от 21 сентября 2009 года № 1065 «О проверке достоверности и полноты сведений, представляемых гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы, и федеральными государственными служащими, и соблюдения федеральными государственными служащими требований к служебному поведению».

29. Указ Президента Российской Федерации от 1 июля 2010 года № 821 «О комиссиях по соблюдению требований к служебному поведению федеральных государственных служащих и урегулированию конфликта интересов».

30. Положение о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 13 октября
2004 года № 1314 «Вопросы Федеральной службы исполнения наказаний».

31. Указ Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 года № 1203 «Об утверждении перечня сведений, отнесенных к государственной тайне».

32. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2003 года № 98 «Об обеспечении доступа к информации
о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти».

33. Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 2005 года «О Типовом регламенте взаимодействия федеральных органов исполнительной власти».

34. Концепция развития уголовно-исполнительной системы Российской Федерации до 2020 года, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 14 октября 2010 года № 1772-р.

35. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам
о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий».

36. Инструкция о порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом Минюста России
от 6 июня 2005 года № 76.

37. Наставление по организации профессионального образования сотрудников уголовно-исполнительной системы, утвержденное приказом Минюста России от 11 апреля 2007 года № 73.

38. Инструкция по делопроизводству в Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденная приказом Минюста России от 16 июля 2007 года № 166.

39. Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденные приказом Минюста России от 3 ноября 2005 года № 205.

40. Правила внутреннего распорядка воспитательных колоний уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 6 октября 2006 года № 311.

41. Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденные приказом Минюста России от 14 ноября 2005 года № 189.

42. Административный регламент исполнения государственной функции по организации рассмотрения предложений, заявлений и жалоб осужденных и лиц, содержащихся под стражей, утвержденный приказом Минюста России от 26 декабря 2006 года № 383.

43. Приказ Минюста России от 5 сентября 2006 года № 283 «Об утверждении Инструкции о присвоении квалификационных категорий сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы».

44. Приказ Минюста России от 23 января 2006 года № 8 «Об объявлении решения коллегии Министерства юстиции Российской Федерации по вопросу «Об организации работы по соблюдению прав лиц, содержащихся в местах лишения свободы».

45. Приказ Минюста России от 27 октября 2009 года № 361 «Об организации проверок в подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных службах, осуществлении координации и контроля их деятельности» (вместе с «Инструкцией об организации и проведении плановых проверок деятельности подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб», «Инструкцией об организации и проведении проверок по жалобам граждан и организаций на действия (бездействие) и решения подведомственных Министерству юстиции Российской Федерации федеральных служб и их должностных лиц»).

46. Приказ Минюста России от 11 июля 2006 года № 250 «Об утверждении Инструкции о приеме, регистрации и проверке
в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы сообщений о преступлениях и происшествиях».

47. Приказ ФСИН России от 31 августа 2009 года № 372 «Об утверждении Перечня должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, при назначении на которые граждане и при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах,
об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей».

48. Приказ ФСИН России от 7 декабря 2009 года № 478 «Об утверждении порядка представления гражданами, претендующими на замещение должностей федеральной государственной службы в уголовно-исполнительной системе, и федеральными государственными служащими уголовно-исполнительной системы сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера».

49. Приказ ФСИН России от 29 мая 2010 года № 256 «Об утверждении Порядка уведомления федеральными государственными служащими Федеральной службы исполнения наказаний о фактах обращения в целях склонения их к совершению коррупционных правонарушений».

50. Приказ ФСИН России от 16 декабря 2010 года № 529 «О комиссии по соблюдению требований к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы и урегулированию конфликта интересов».

51. Приказ ФСИН России от 24 мая 2010 года № 240 «Об утверждении Свода профессионально-этических норм служебного поведения сотрудника уголовно-исполнительной системы».

52. Приказ ФСИН России от 1 марта 2011 года № 118 «О комиссии территориального органа ФСИН России по соблюдению требований
к служебному поведению сотрудников уголовно-исполнительной системы
и урегулированию конфликта интересов».

53. Регламент Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденный приказом ФСИН России от 19 мая 2006 года № 245.

54. Инструкция об организации проведения служебных проверок в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, утвержденная приказом ФСИН России от 17 марта 2009 года № 104.

55. Приказ ФСИН России от 29 февраля 2008 года № 128 «Об аккредитации журналистов средств массовой информации при Федеральной службе исполнения наказаний».

56. Приказ ФСИН России от 6 июня 2005 года № 409 «Об утверждении порядка информационной поддержки и структуры официального сайта ФСИН России в сети «Интернет».

57. Приказ ФСИН России от 18 марта 2010 года № 97 «Об утверждении Порядка проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов ФСИН России».

58. Приказ ФСИН России от 5 июня 2008 года № 379 «Об утверждении Порядка подготовки должностной инструкции работника уголовно-исполнительной системы».

59. Распоряжение ФСИН России от 21 января 2011 года №4-р «О выполнении решения коллегии Минюста России «О соблюдении прав человека в учреждениях ФСИН России».

60. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) под редакцией В.А. Козбаненко, 2008.

61. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (постатейный) под редакцией А.Ф. Ноздрачева, 2005.

62. Койл Э. Подход к управлению тюрьмой с позиций прав человека: Пособие для тюремного персонала, 2002.


Скачать DOC-файл: 256 Кб (34 стр.)

Дата последнего обновления: 03.09.2018 15:42
ИНТЕРНЕТ-ПРИЕМНАЯ Напишите нам электронное письмо
Розыск осужденных

архив новостей

« Март
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
26 27 28 29 1 2 3
4 5 6 7 8 9 10
11 12 13 14 15 16 17
18 19 20 21 22 23 24
25 26 27 28 29 30 31
2024 2023 2022  

Территориальные органы

Территориальные органы ФСИН России
Направить сообщение во ФСИН России через Госуслуги
Решаем вместе